Статья
  • 1 месяц назад
  • Простой
  • ~ 10 мин
  • 157 просмотров

Lessons from Good Language Learners — это сборник текстов, отредактированный Кэрол Гриффитс. Что если мы возьмём успешного ученика и попробуем выяснить, почему он настолько успешен? Возможно, тогда мы сможем помочь вообще всем ученикам? Именно этим вопросом и задаются авторы сборника.

***

Lessons from Good Language Learners посвящёна анализу того, какие черты присущи ученикам, успешно изучающим языки. Авторы пишут и о том, какие переменные влияют на процесс изучения языка. Книга разделена на две части: Learner variables и Learning variables. Они фокусируются на внутренних факторах и характеристиках ученика и на внешних факторах процесса обучения. Каждый текст написан эксепртом в своей области и посвящён отдельному аспекту успешного изучения языка. Некоторые главы, например, рассматривают роль мотивации, возраста, стиля обучения, автономии, метакогниции и выбираемых стратегий. Поскольку невозможно рассмотреть все 23 главы-переменные, приведённые в книге, то сегодня поговорим лишь о пяти из них с возможными рекомендациями для использования на уроках.

Vocabulary and good language learners

В этой статье рассказывается об интересном исследовании, где разных учеников попросили самостоятельно отвечать за изучение словарного запаса. Получив возможность выбирать, персонализировать и запоминать слова так, как им удобно, большинство всё равно выбрало механическое заучивание или старый-добрый подход "слово — перевод". Ученики утверждали, что изучение коллокаций или коннотаций для них бесполезно и отнимает слишком много времени.

Однако те, кто показал наибольший прогресс, выбрали другую стратегию. Во-первых, они старались узнать о каждом слове как можно больше: разные значения, стилистическую окраску, сочетаемость, регистр. Во-вторых, они не ограничивались только учебником и использовали разные источники: “I learn words from talking to people, from TV and from radio. If that word is interesting I write in a small book. I always have a pen and notebook. Later I can put them in this list [vocabulary notebook].” В-третьих, вместо механического заучивания и зубрёжки они учили слова, стараясь выводить их в речь.

Учителю стоит потратить время на то, чтобы помочь ученикам понять, зачем они учат лексику и какую именно лексику им нужно учить. “Learners need to become fluent and comfortable using a few important vocabulary learning strategies. These strategies should include guessing from context, using word cards, using word parts, using mnemonic techniques, especially the keyword technique, and using dictionaries. These techniques require a considerable amount of practice and they need to be learned to a point where it is easier to use them than not to use them.”

Autonomy and good language learners

Автономия и хорошие изучающие языки

О learner autonomy мы, преподаватели, говорим довольно часто. Большинство учителей выступают за развитие автономии учеников и считают, что ученик, способный брать на себя ответственность за свой учебный процесс — как психологически, так и физиологически — неизбежно будет более успешен. Автономные ученики управляют своим обучением: не только сами решают, как и когда учиться, но и что и где изучать. Идеально, правда? Чтобы развивать автономию учеников можно попробовать вот что:

  • предложить им вести дневник или журнал своих языковых достижений;
  • включать в учебный план совместные проекты;
  • позволять им самим выбирать тему или задание;
  • обсуждать выбор тем, материалов и ресурсов.

Errors and good language learners

Успешные ученики не делают ошибок… или всё же делают? Давайте разбираться. Исследования показывают, что успешный ученик способен замечать и понимать свои ошибки. Он учится в том числе и на своих ошибках, поэтому “error feedback can be a useful and effective means of helping to develop competence in a target language.” Конечно, чаще всего ученики ожидают, что все их ошибки будет исправлять именно учитель. Вот несколько мыслей от автора статьи:

  • Обсудите с учениками их отношение к исправлению ошибок. Хотели бы они, чтобы их исправляли сразу? Индивидуально? Нравится ли им идей peer feedback? Хотят ли стопроцентного исправления всех ошибок как в речи, так и на письме?
  • Используйте разные способы исправления ошибок.
  • Связывайте способ исправления ошибок с целями урока. “If the focus is on developing fluency/confidence in communicating, then the error should only be corrected if it impedes the communication of meaning. If the focus is on grammatical accuracy in the use of a particular language feature, errors of form relating to the feature of focus should not be ignored.”

Listening and good language learners

Аудирование часто вызывает трудности у наших учеников. Помимо знания языка на определённом уровне, успешным ученикам для грамотной работы с аудированием нужны такие навыки, как мотивация, концентрация и эмпатия по отношению к говорящему. В реальной жизни аудирование вообще тесно связано с говорением, поэтому успешный ученик помнит, что слушателю нужно реагировать на услышанное, а говорящему — время от времени замолкать и внимательно слушать. Вот некоторые стратегии, упомянутые в тексте про аудирование:

  • predicting: угадывание возможных идей перед прослушиванием;
  • infering: умение понимать информацию, которая не выражена явно, а лишь подразумевается;
  • asking for clarification: умение переспросить или уточнить услышанное;
  • personal response: активная реакция на услышанное.

Ещё в этой статье автор выделяет три большие группы стратегий аудирования, которым стоит учить успешного ученика: когнитивные, метакогнитивные и социоаффективные. Например, успешный ученик должен уметь визуализировать ситуацию, о которой слышит; замечать, когда теряет внимание, и возвращать концентрацию; знать, что помогает ему снизить тревожность при аудировании. В общем, если у вас есть ученики, испытывающие трудности с аудированием, эта глава однозначно будет полезна.

Pronunciation and good language learners

Успешные ученики не пренебрегают произношением, даже если оно иногда считается наименее важной системой при освоении нового языка. У большинства людей есть три главных запроса к произношению: разборчивость, имидж и идентичность. Кому-то не важно, как он звучит, главное — чтобы понимали. Для других звучать "как носитель" — цель всей жизни. Есть и те, для кого акцент — часть личности, которую они не хотят менять.

Три фактора, определяющих успех в изучении языка, это способности, мотивация и возможности. Во-первых, успешный ученик должен учиться произношению через дриллы, подражание звукам или даже инструкции о том, как работает речевой аппарат при произнесении того или иного звука.  Во-вторых, у него должна быть мотивация тратить часы на shadowing, записи собственной речи и прочие приёмы достижения идеального акцента. В-третьих, если у ученика есть возможность провести какое-то время в англоязычной стране, то это может быть очень полезно его произношению.

Книга пригодится преподавателям, которые находятся в постоянном поиске полезных советов и стратегий для своих учеников. Хочется сказать, что и ученикам она может быть полезной, но точно не в оригинале. В Lessons from Good Language Learners много исследований, выводов и теорий, а иногда больше вопросов, чем ответов. Но если вы хотите узнать, кому нужнее конкретные и наглядные примеры: мальчикам или девочкам, что означают ISTJ и ENFP или как успешные ученики развивают навыки чтения, то этот сборник стоит прочитать. Может, даже удастся понять, почему даже при равных условиях ученики могут показывать настолько разные результаты в одной группе.