Andragogy или андрагогика — наука об обучении взрослых. Термин появился в 1833г. и был создан Александром Каппом. Термин дополнил Эдуард Линдеман в своей работе The Meaning of Adult Education, его ученик, Малколм Ноулз, сформулировал принципы, которых стоит придерживаться, если работаете со взрослыми учениками. Согласно принципам андрагогики, взрослому ученику принадлежит ведущая роль в процессе обучения. А еще андрагогика реализует формулу обучения "учимся не для школы, а для жизни", поэтому:
Не тратьте время зря
У взрослых часто есть цель: эмиграция, прохождение интервью, сдача экзамена. Проведите needs analysis на первом занятии и обсудите цели курса в общем или даже каждого занятия в частности, если время ограничено. Идеально, если взрослый студент выходит с каждого урока с новым навыком. Оценивайте задания учебника критически. Если чувствуете, что юристу не интересен текст про окружающую среду, а студентка, планирующая уехать к детям в Европу, не планирует писать никаких эссе, не мучайте ни их, ни себя. Адаптируйте задания под их нужды и интересы.
Поощряйте автономность
Взрослый должен уметь работать самостоятельно: пользоваться словарем, читать и смотреть что-то по теме, самостоятельно выбирая материал, иметь под рукой grammar reference. Попробуйте принцип flipped classroom, когда студенты разбирают материал дома самостоятельно, а на занятии вы обсуждаете возникшие вопросы. То же самое можно сделать с домашним заданием: рабочая тетрадь с ключами для взрослого — преимущество, а не шанс списать.
Объясняйте, зачем
Взрослые иногда негативно настроены к некоторым форматам работы. Например, они могут просить вас исправлять каждую ошибку или требовать перевод предложений в качестве домашнего задания. Это бывает из-за предыдущего опыта изучения языка или непонимания плюсов ваших методов. Объясните, почему вы делаете именно так: «Исправление в конце задания позволяет мне не перебивать. Вы не отвлекаетесь, а я слушаю максимально внимательно и отмечаю ошибки вот здесь. Когда вы закончите, мы обязательно обсудим основные из них и подумаем, как лучше выразить мысль».
Задействуйте сознательность
Взрослые учатся осознанно, а значит могут рефлексировать. Используйте self-evaluation forms, которые помогут студенту оценить себя и свой прогресс. Просите feedback: «Нравятся ли занятия? А почему? А чего не хватает?». Обращайте внимание на лексику, которая интересует взрослых: наверняка она максимально актуальна для них и не помешает записать и проработать эти слова и фразы.