CCQs — не только название этого сайта, но ещё и Concept Checking Questions. С их помощью мы проверяем, поняли ли ученики наше объяснение грамматики или лексики.
Например, нам встретилось предложение:
I managed to open the window. Мы объяснили managed to и хотим проверить, поняли ли ученики смысл. Для начала хорошо бы понять, сколько компонентов значения у объясняемого слова. Заглянем в определение в Кембриджском словаре: «to succeed in doing or dealing with something, especially something difficult». Из определения можно вытащить три основных момента:, важных для полноценного понимания:
- It was difficult.
- I tried.
- I succeeded.
Примеры удачных CCQs напрашиваются сами собой:
Did you try to open the window? (Yes)
Was it easy or difficult? (Difficult)
Did you open it in the end? (Yes)
А вот примеры не очень хороших CCQs:
Do you understand "managed to"? — слишком легко сказать «Yeah, yeah, I understand» и полезть в словарь.
Is it present or past? — past, но это не добавляет нам понимания нового слова.
Did I manage to do it? — повторяем потенциально непонятное новое слово в вопросе.
Did my attempts reach a satisfactory conclusion? — Did my what…what?! Хорошо, когда CCQs пониже уровнем, чем объясняемое слово. Тогда точно все ученики поймут.
Did I enjoy doing it? — не имеет отношения к значению слова.
Did I try to do it? — если это единственный вопрос, то ученики могут не понять или не заметить остальных компонентов значения.
Точно так же это работает с грамматикой.
I used to play the piano.
Вот наши основные компоненты значения:
- It was in the past.
- I did it regularly.
- I don do it any more.
Удачные CCQs:
Did I play the piano in the past? (Yes)
Did I play once or a lot of times? (A lot of times)
Do I play it now? (No)
Неудачные CCQs:
Did I play the piano or the guitar? — не имеет отношения к значению конструкции
Why did I stop playing? — не имеет отношения к значению конструкции
Is it clear? — так же, как и в случае с Do you understand?, тут слишком легко ответить да, даже не задумываясь
Is “used” in Past Simple? — может запутать учеников, обращает внимание на форму, а не на смысл
Подведём итоги: какие же они — хорошие CCQs?
- не используют target language для проверки самого себя
- язык упрощён, ученикам всё понятно
- проверяют понимание только target language, а не других частей предложения
- не разбивают идиомы, фразовые глаголы и коллокации на отдельные компонетны
- фокусируются не только на форме, но, в первую очередь, на значении
- затрагивают все аспекты значения слова или структуры
- количество вопросов ограничено двумя-тремя
- не превращаются в угадайку
- имеют чёткий ответ — как правило это closed questions
Когда основное значение понятно и CCQs заданы, можно задать ученикам пару referential или real questions с использованием target language. Например, спросить:
What was something you managed to do at school last week?
Did you use to like vegetables as a child?
Хорошие CCQs для проверки понимания грамматических структур можно найти в книге «Concept questions and timelines» by Graham Workman, 2008. Gem Publishing