Статья
  • 8 месяцев назад
  • Средний
  • ~ 3 мин
  • 38 просмотров

CCQs — не только название этого сайта, но ещё и Concept Checking Questions. С их помощью мы проверяем, поняли ли ученики наше объяснение грамматики или лексики. 

Например, нам встретилось предложение:

I managed to open the window. Мы объяснили managed to и хотим проверить, поняли ли ученики смысл. Для начала хорошо бы понять, сколько компонентов значения у объясняемого слова. Заглянем в определение в Кембриджском словаре: «to succeed in doing or dealing with something, especially something difficult». Из определения можно вытащить три основных момента:, важных для полноценного понимания:

  • It was difficult.
  • I tried.
  • I succeeded.

Примеры удачных CCQs напрашиваются сами собой:

Did you try to open the window? (Yes)

Was it easy or difficult? (Difficult)

Did you open it in the end? (Yes)

А вот примеры не очень хороших CCQs:

Do you understand "managed to"? — слишком легко сказать «Yeah, yeah, I understand» и полезть в словарь. 

Is it present or past? — past, но это не добавляет нам понимания нового слова.

Did I manage to do it? — повторяем потенциально непонятное новое слово в вопросе.

Did my attempts reach a satisfactory conclusion? — Did my what…what?! Хорошо, когда CCQs пониже уровнем, чем объясняемое слово. Тогда точно все ученики поймут. 

Did I enjoy doing it? — не имеет отношения к значению слова.

Did I try to do it? — если это единственный вопрос, то ученики могут не понять или не заметить остальных компонентов значения. 

Точно так же это работает с грамматикой.

I used to play the piano.

Вот наши основные компоненты значения:

  • It was in the past.
  • I did it regularly.
  • I don do it any more.

Удачные CCQs:

Did I play the piano in the past? (Yes)

Did I play once or a lot of times? (A lot of times)

Do I play it now? (No)

Неудачные CCQs:

Did I play the piano or the guitar? — не имеет отношения к значению конструкции

Why did I stop playing? — не имеет отношения к значению конструкции

Is it clear? — так же, как и в случае с Do you understand?, тут слишком легко ответить да, даже не задумываясь

Is “used” in Past Simple? — может запутать учеников, обращает внимание на форму, а не на смысл

Подведём итоги: какие же они — хорошие CCQs?

  • не используют target language для проверки самого себя
  • язык упрощён, ученикам всё понятно
  • проверяют понимание только target language, а не других частей предложения
  • не разбивают идиомы, фразовые глаголы и коллокации на отдельные компонетны
  • фокусируются не только на форме, но, в первую очередь, на значении
  • затрагивают все аспекты значения слова или структуры
  • количество вопросов ограничено двумя-тремя
  • не превращаются в угадайку
  • имеют чёткий ответ — как правило это closed questions

Когда основное значение понятно и CCQs заданы, можно задать ученикам пару referential или real questions с использованием target language. Например, спросить:

What was something you managed to do at school last week?

Did you use to like vegetables as a child?

Хорошие CCQs для проверки понимания грамматических структур можно найти в книге «Concept questions and timelines» by Graham Workman, 2008. Gem Publishing