Dogme — это подход к преподаванию, согласно которому в центре процесса находится ученик, а не учебник или иные материалы курса. Впервые об этом подходе упомянул Торнберри в статье A Dogme for ELT. Автор критиковал чрезмерное использование дополнительных материалов в преподавании и говорил, что для успешного урока зачастую достаточно учителя и ученика.
Вот как выглядит идеальный Dogme-урок:
- он ориентирован на разговор;
- в нём используется минимальное количество материалов — или вообще никаких;
- он построен на emergent language — лексике и грамматике, нужной ученику, которая возникает по ходу занятия.
Вопреки популярному мнению, Торнберри совсем не считает, что материалы — зло, которого нужно всеми силами избегать. Однако он говорит о том, что большинство учебников стандартизировано и вряд ли будет одинаково интересно разным ученикам с разными запросами.
Вот несколько вариантов того, как на чём можно построить Dogme-урок.
- Новости. Преподаватель подсказывает лексику, необходимую для разговора, и вводит новую грамматическую конструкцию. В конце занятия ученики ещё раз обсуждают интересную им тему в парах, используя новые языковые единицы.
- Картины. Говорить о картинах можно на самых разных уровнях. Начинающие отработают There is / There are, вспомнят цвета и предлоги места. Студенты с высокими уровнями разберутся в modals of deduction и выяснят, о чём мог думать автор или изображённый на картине человек.
- Видео. Вариантов заданий с видео очень много, при этом зачастую можно обойтись без распечаток. Например, можно посмотреть ролик без звука и обсудить, что в нём происходит, или даже попробовать написать мини-диалоги самостоятельно. Можно поработать с лексикой, разобрав её и составив примеры с интересными словами, или поработать над интонацией, повторяя фразы за героями видео. А ещё — сюжетные видео можно разыграть по ролям.
- Личные истории. Такие истории могут генерировать как студенты, так и преподаватель. С помощью преподавательских легче презентовать новый материал, зато в историях учеников всегда будет много лексики, полезной и нужной именно им.
- Музыка. Послушать мелодию, придумать, к какому фильму подошёл бы такой саундтрек, обсудить героев, сюжет и концовку с другими учениками. После этого провести мозговой штурм лексики, нужной для написания ревью, и правила написания текстов такого жанра. Из готовых материалов понадобится только песня.
- Материалы, выбранные студентом. Ученики с точечными запросами не всегда могут работать по учебнику. Чаще им нужно что-то особенное: английский для флористов, составление бизнес-плана на иностранном языке или умение говорить о гейм-дизайне. Такой ученик сможет безошибочно выбрать интересные ему темы, а если уровень позволяет, то и материалы.
У Dogme-уроков есть и свои минусы. Например, начинающие учителя могут чувствовать себя некомфортно, если у них нет чёткого плана. Есть и ученики, которым нужна предсказуемая и понятная структура каждого занятия. А ещё сложно эффективно готовиться к экзаменам без опоры на учебники и тесты. Однако Dogme не означает полный отказ от учебников и материалов. Можно начать с работы с emergent language или построить на этом методе часть занятия, когда хотите отвлечься от книги или разнообразить свои уроки.