Multiple intelligences или теория множественного интеллекта — это концепция, предложенная профессором Гарварда Говардом Гарднером в 1983 году. Он отметил, что человеческий мозг обладает рядом одинаково важных "видов" интеллекта. У всех людей разные сильные стороны и сочетания этих интеллектов, каждый из которых отвечает за разные умения и навыки. По мнению Гарднера, существует 8 типов интеллекта:
- Linguistic, лингвистический — "склонность" к языкам и способность творчески их использовать;
- Logical/Mathematical, логико-математический — умение рационально мыслить и логически рассуждать;
- Musical, музыкальный — музыкальный слух, умение играть на инструменте, чувство ритма;
- Visual/Spatial, визуально-пространственный — способность воспринимать информацию зрительно и в 3D;
- Bodily/Kinaesthetic, телесно-кинестетический — умение использовать тело для выражения идей и решения задач;
- Interpersonal, межличностный — способность понимать чувства других людей;
- Intrapersonal, внутриличностный — способность понимать самого себя;
- Naturalistic, натуралистический — умение распознавать и классифицировать объекты природы, понимать природные закономерности.
Иногда в этой классификации выделяют ещё один тип интеллекта — экзистенциальный. Это способность размышлять о фундаментальных вопросах бытия и жизни.
Несколько лет назад Theory of multiple intelligences была очень популярна в сфере ELT. Преподаватели старались учитывать сильные стороны каждого ученика и задействовать на своих уроках если не все, то максимум видов интеллекта. Однако всё чаще теория Гарднера подвергается критике в научной среде. Основные претензии связаны с недостаточной доказательностью предложенной классификации и с тем, что многие выделяемые типы интеллекта можно рассматривать как таланты или личностные качества отдельно взятого человека.