Чтение — важная часть многих языковых экзаменов, таких как IELTS, TOEFL, CAE или SAT. Часто именно на этой части сконцентрироваться сложнее всего. Причин несколько. Во-первых, многим из нас сложно воспринимать длинные тексты. Мы уже привыкли к видео, подкастам и коротким текстовым заметкам. Во-вторых, время на чтение на экзамене ограничено. В-третьих, чтение очень часто задаётся в качестве домашней работы. Стратегии и подходы к выполнению заданий не всегда разбирают на занятиях детально. Сегодня поговорим о том, как прокачать навыки чтения для экзаменов, чтобы получить отличный результат.
Определяем проблему
Если баллы за часть Reading никак не растут, то нужно определить проблему. Причины могут быть такими:
- ученик отвлекается на посторонние мысли или другие дела;
- когда дочитывает текст до конца, понимает, что забыл начало;
- не хватает времени на то, чтобы выполнить все задания;
- тексты не очень понятные, в них много незнакомых слов.
После этого уже немного понятнее, куда двигаться дальше. Например, если в текстах много незнакомых слов, а экзамен сдавать нужно, придётся уделить повышенное внимание работе с лексикой. Не хватает времени? Почему бы не поменять стратегии и потренировать навык скорочтения. Всё и сразу? Тогда читайте дальше, попробуем разобраться вместе.
Знакомимся с форматом
Конечно, вы знакомите учеников с форматом экзамена, который им предстоит сдавать. Но просто на всякий случай: даже если ученик утверждет, что знает все виды заданий, никогда не помешает проверить. В разных экзаменах задания тоже разные. Ученик, сдавший CAE, может не справиться с чтением в IELTS даже при высоком уровне языка. Поэтому наши друзья — это сборники экзаменационных тестов и прошлые версии экзаменов.
Осваиваем скорочтение
Умение читать быстро пригодится для любого экзамена. Обратите внимание ученика на следующие моменты:
- Для скорочтения важна концентрация внимания. Поэтому на время тренировок важно отключить нотификации и отложить телефон.
- Тренировка периферического зрения позволит сразу видеть больший объем текста и воспринимать его не построчно, а всю страницу целиком. Чтобы потренироваться, нужно зафиксировать взгляд на единице. Затем, не отводя от неё взгляда, найти все цифры по порядку, от 2 до 25. Делать упражнение можно 3 раза в день хотя бы по минуте.
- Просите ученика читать тексты на время. Например, поставьте задачу прочитать и понять текст за 5 минут. Затем сократите время до 4 минут, потом до 3. Если только начинаете тренироваться, можно читать один и тот же текст. Когда начнёт получаться, ставьте таймер и читайте разные тексты.
Разбираемся с микронавыками
Микронавыки — или subskills — это подвиды чтения. Мы читаем по-разному в разных ситуациях. Иногда нужно прочесть текст быстро, чтобы понять основную мысль, иногда — разобраться в деталях. Знание микронавыков важно для экзаменов. Вот какими они бывают:
- Reading for gist — это быстрое чтение текста, чтобы понять основную информацию. Так мы, например, просматриваем новостную статью или пост у блогера, пытаясь понять, нужно ли читать в деталях.
- Reading for detail — внимательное чтение с целью разобраться во всех деталях.
- Reading for specific information — так мы читаем, когда нужно найти в тексте специфическую информацию Чаще всего это имена, даты, названия или числа.
- Reading for inference — это "чтение между строк", помогающее нам найти скрытые смыслы или что-то додумать. Спойлер: этот навык для экзаменов даже опасен. Лучше искать подтверждения мысли в тексте, чем пытаться угадать, что же хотел сказать автор.
Часто ученики стремятся понять каждое слово в прочитанном тексте. Из-за этого им не удаётся уложиться во время на экзамене, а тревожность только растёт. Обсудите, какой микронавык понадобится им в каждом из экзаменационных заданий.
Тренируемся
Как и любой навык, чтение может улучшить постоянная практика. Ниже 7 упражнений, которые помогут тренироваться.
1. Краткое изложение
Читаем текст быстро и пробуем сформулировать, о чём он. Достаточно одного-двух предложений.
2. Работа с подсказками
Если в тексте есть заголовок, подзаголовки или иллюстрации, используем их. Определяем по ним основные идеи, а потом читаем и проверяем, удалось ли угадать — классический reading for gist.
3. Вопросы к тексту
Это упражнение поможет сфокусироваться на тексте и проследить мысль автора. Попросите ученика прочитать первый абзац и сформулировать к нему любой интересующий его вопрос. Например, "What will he do next?" , "Will the experiment prove the idea?" или "When will they meet?". Вопрос можно запомнить или записать. Когда прочтёт следующий абзац, предложите проверить, был ли в нём ответ на вопрос. И задать новый, уже к следующему параграфу.
4. Суть абзаца
Техника поможет разобраться с ключевой идеей каждого абзаца. Чертим табличку из трёх колонок и запасаемся временем.
В колонке "The author says" нужно записать основную мысль абзаца, а в "The author does" — что автор делает с помощью текста. Возможно, он вводит тему, соглашается с чьими-то словами или наоборот с кем-то спорит. Это задание хорошо работает на выскоих уровнях.
5. Одно предложение
Первое предложение абзаца часто самое главное. Именно оно представляет тему или логически соединяет новый абзац с предыдущим. Предложите ученику прочитать только первые предложения каждого абзаца, а затем набросать в заметках, о чём, по его мнению, будет текст. Затем нужно прочитать весь текст и проверить догадки.
6. Факты и цифры
В этом задании работаем с reading for specific information: сканируем текст и ищем в нём названия, имена и числа. Пусть ученик постарается уловить основную идею: что произошло в этом году? Кто этот человек? С чем связаны 25000? Обязательно поставьте таймер: такие задания лучше делать максимально быстро.
7. Заметки
Заметки, которые мы делаем во время чтения, могут помочь в выполнении любых типов заданий. К заметкам относится выделение ключевых слов, список персонажей текста, mind map с основными идеями, логические схемы или новые слова. На экзамене у ученика вряд ли хватит времени на полноценные заметки, но такой подход отлично тренирует умение выделять в тексте главное.
Пусть эти советы помогут ученикам прокачать чтение и получить высший балл за этот раздел экзамена. А перед тем, как идти сдавать, можно проверить себя по чек-листу: