Бывают у нас такие ученики. Мы им задание на чтение — они нам 50% правильных ответов. Мы им ещё текст — они снова 50%. В удачный день 60%. Разбираете на занятии, ищете правильные ответы вместе — видит. Работает сам — не видит. Продолжаться такая история может очень долго, даже если в целом ученик справляется довольно-таки успешно и прогресс налицо. Кто виноват и что делать? Попробуем разобраться.
Как правило, так происходит потому, что многие типовые задания — multiple choice, True/False, Why and How — не учат чтению, а просто тестируют понимание текста. Если у ученика сложности с чтением, выполнение таких заданий ему не поможет, только повысит тревожность.
Ещё одна проблема в том, что такие задания в целом выглядят не очень аутентично. В реальной жизни новости идут без True/False tasks. К интересной истории в соцсети не прилагаются comprehension questions. Даже к мему, который прислал друг, нет vocabulary matching activity. Ну и, кстати, мы вообще всё реже читаем for detail, только на экзаменах.
Хорошо, а делать-то что?Для начала попробовать разнообразить задания. Вот несколько идей:
Retell a story. Когда проверяете домашнее задание с подростками и взрослыми, спросите, о чём был текст в рабочей тетради. Вы удивитесь. Даже если все задания будут выполнены верно, суть прочитанного волшебным образом улетучится. Пересказывать, однако, полезно. Не как в школе, слово в слово, но хотя бы в общих чертах.
Make summaries. Уметь кратко излагать прочитанное — навык, который часто нужен нам в реальной жизни. Просите учеников писать summaries: в трёх предложениях, в одном абзаце, summary каждого абзаца текста одним предложением.
Use texts as a starting point for a presentation. Вариант домашнего задания и осмысленной работы с текстом — это прочесть текст, а потом погуглить и дополнить. Например, если читайте про какого-то человека, то можно найти про него интересные факты, о которых в тексте было не написано. Тут вам и анализ, и активное использование языка, и стопроцентное понимание текстов.
Edit the text. Любимое задание двух моих подростковых групп. Нужно прочесть текст, а потом убрать из него всю лишнюю информацию: другими словами, сделать из "Преступления и наказания" его краткое содержание. Осторожно: первое время они пытаются выдать за лишнюю информацию всё, что не поняли или где лень пользоваться словарём.
KWL charts. Про Know — Want to Know — Learned можно прочесть подробнее вот в этой статье. Этот подход к работе с чтением очень student-centred.
Annotate the text. Хорошая стратегия для работы с чтением на более-менее высоких уровнях. Понадобится распечатанный текст, ручка, текстовыделители или хорошо освоенный графический редактор. После работы с текстом в нём не должно остаться ни одной нетронутой строчки. Предложите ученикам сделать вот что:
-отметить части текста, которые они полностью поняли;
-перевести непонятные слова и фразы, мешающие пониманию или
-написать дефиниции к таким словам;
-подчеркнуть интересные фразы или полезную лексику;
-написать саммари каждого абзаца одним предложением;
-записать вопросы, возникающие по ходу чтения. Подойдут "Does this mean ...?", "Is it about…?" или даже "What?!".
-отметить места, в которых кажется, что не хватает информации;
-прокомментировать интересные моменты: "Wow", "That’s not true!" и прочие "Looks interesting".
Конечно же, всё написанное выше нужно применять с осторожностью, адаптировать под ваш teaching context и объяснять ученикам, зачем вы вдруг начали делать такие задания — ведь всё же было хорошо, нормально ответы угадывали.
Поделитесь в комментариях любимым заданием на развитие reading skills?