TTT или Teacher Talking Time — это время говорения преподавателя на уроке. Противопоставляется STT — Student Talking Time. В TTT входит всё, что вы произносите: вопросы ученикам, исправление ошибок и прочий фидбек, рассказанная история и презентация грамматики. Говорят, что стоит придерживаться соотношения 70/30, где 70% — это время, которое говорит ученик, а 30% — преподаватель. Однако не всё так однозначно.
На начальных уровнях ученику нужно больше поддержки, объяснений и инпута от преподавателя. Инпут нужен и тем, у кого не так много точек соприкосновения с языком: пара занятий в неделю — и всё. Здесь вряд ли удастся уложиться в 30% без ущерба для эффективности и комфорта занятия. Ещё к плюсам TTT можно отнести вот что:
- учитель может рассказать историю, чтобы изменить темп занятия или дать студентам передохнуть
- TTT развивает навыки аудирования учеников, причём они слушают активно: реагируя и вовлекаясь, не так, как в случае с аудиозаписью
- TTT — это объяснения нового материала, classroom management и фидбек
- с помощью разговоров, даже если они кажутся бесполезными, мы строим взаимоотношения и доверие
- речь учителя — самый простой способ дать ученикам тот самый уровень инпута i+1, который немного сложнее их уровня
Когда TTT слишком много, урок может стать неэффективным:
- ученики получают меньше возможностей практиковать язык
- непрерывно говорящий учитель не может эффективно мониторить студентов
- использование peer teaching, peer learning и peer correction становится практически невозможным
- развивать learner autonomy в таких условиях тяжело
- речь учителя может превратиться в белый шум, из-за этого внимание учеников снижается
Самый простой способ снизить TTT без ущерба его полезным аспектам — это проверить следующее:
- echoing. Не повторяю ли я за учениками? Часто это происходит автоматически.
- running commentary. Не комментирую ли я вслух все свои действия и всё, что происходит вокруг?
- instructions. Не слишком ли длинные инструкции я даю?
- fillers. Не говорю ли я, чтобы заполнить паузы или тишину, когда ученики работают самостоятельно?