А ещё — для практически любого экзамена, в котором есть вопросы “на подумать”. Как правило, такие вопросы экзаменатор задаёт в последней части: в IELTS Part 3 или CAE Part 4. Это общие вопросы — про общество, вашу страну или мир в целом. Выглядеть они могут, например, так:
Do you think advertising influences what people buy?
Do you think the theatre should be run as a business or as a public service?
What disadvantages are there in a society where the gap between rich and poor is very large?
Чтобы ответить на такие вопросы и получить высокий балл, нужны не только знания языка, но и чёткая структура ответа. Одним из вариантов такой структуры может быть CDS — или Comment, Divide, Speculate.
Comment
В этой части мы реагируем на заданный вопрос. Лучше сделать это не шаблонным “That’s an interesting question, I’ve never thought about it”. Можно не только прокомментировать вопрос, но и как-то связать его со своей жизнью. Например:
That’s funny! the other day someone asked me the same question.
You know, as a teacher, I think about it a lot.
That’s a tough question because I’m not…
Divide
Здесь нам нужно разделить наш ответ на смысловые части, продумать структуру. Проще всего это можно сделать с помощью перечисления или наоборот — противопоставления:
Well, there are a lot of factors here. First, … What’s more, …
You know, on the one hand, … However, on the other hand, …
Speculate
Speculation полезно использовать в практически любом экзаменационном задании части Speaking. Это слова и структуры для выражения предположений и догадок, которые помогают нам смягчить высказывание и не звучать безапеляционно. К ним относятся модальные глаголы, слова вроде probably, likely, perhaps и тому подобные.
I think it might be because…
Probably, most young people…
It looks to me as though…
Если готовитесь сейчас к какому-то экзамену, попробуйте эту структуру сами. И обязательно научите ей учеников!