До ОГЭ и ЕГЭ ещё есть немного времени. Если у учеников то и дело всплывают досадные ошибки в части Reading, то ещё есть время посмотреть на задания под каким-то новым углом. Поэтому в сегодняшней статье поговорим про reading tasks and strategies. И про то, чтоможно делать с текстами, кроме объяснения ответов, подчёркивания ключевых моментов и работы с синонимами.
Задание, в котором нужно соотнести тексты с подходящими заголовками
Если заголовки в форме вопросов и ответ на них не требует фактических знаний, попробуйте на эти вопросы ответить. Да, прямо до чтения. Лишний плюс — из вопросов в духе "Why is sleep important?" или "What is the best way of learning a language?" получаются отличные дискуссии, а заодно тренируется и устная часть с electronic assistant. Если заголовки в форме утверждений, предложите ученикам записать четыре-пять слов или фраз к каждому заголовку, которые, по мнению студента, могут встретиться в тексте. Ещё один вариант работы — убираем заголовки. Читаем тексты, придумываем к каждому заголовок самостоятельно. Потом сравниваем с исходными заголовками. Это задание хорошо учит делать краткое саммари текста или абзаца.
Задания с выбором ответа
Если время позволяет, то пишем вопросы самостоятельно, по вопросу к каждому абзацу. На групповых уроках ученики обмениваются составленным, выполняют задания, обсуждают ответы в парах. Ещё один вариант задания с фокусом на ОГЭ — прочитать текст, составить к нему два True утверждения, два False и два Not Stated.
Не будет лишней и интенсивная работа с синонимами. Например, отметьте цветом или любым другим удобным способом синонимы в вопросах и в тексте:
Arriving home, Lykesia Lilly intended… → Coming home after her part-time job at Burger King, Lykesia Lilly planned to shoot some hoops.
С теми, кто готовится к ЕГЭ, сначала можно прочесть вопросы, потом найти слова, которые наверняка будут заменены на синонимы. После этого попросите учеников придумать один-два синонима или возможных перифраза. Напомните им, что особенно внимательно нужно работать с вопросами, в которых встречаются слова always, all, never, every, only: там зачастую есть подвох.
Задание на заполнение пропусков в ЕГЭ
Когда с этим заданием сложности, можно поработать с обеими частями задания отдельно. Сначала берём текст, читаем, заполняем пропуски самостоятельно, любыми своими идеями:
Many of the buildings are extraordinarily beautiful, but the most famous is King’s College,__________. → which is also the oldest.
Обсуждаем, получилось ли логично в плане лексики и грамматики. Потом переходим к вариантам.
Ещё один формат работы — это пойти от противного. Не читая текст, берём варианты ответов и смотрим, какое слово или фраза логично смотрелись бы перед ними. Важно не только набросать варианты, но и обратить внимание учеников на подходящую часть речи:
__________which was expanding rapidly thanks to the arrival of the railway → тут явно понадобится существительное, например city / area / town / business.
После этого переходим к тексту. Читаем, выбираем то, что подходит по смыслу. После проработки заголовков эта стадия уже пройдёт немного легче.
И напоследок ещё одна схема, которая показывает енплохие результаты при работе с этим заданием:
1. Ученик читает только текст, без опций, и твечате на один-два вопроса к нему. Вопросы могут быть на общее понимание либо формата "Do you agree / disagree?". Это поможет немного отвлечься от формата и погрузиться в тему.
2. Внимательно читаем каждое предожение, в котором есть пропуск. Находим там то, к чему этот пропуск относится. Это может быть ключевое слово, словосочетание или даже всё предложение целиком.
3. Обсуждаем, как бы мы дополнили это предложение, чтобы оно было грамматически верным и логичным.
4. Идём в варианты ответов, смотрим, подходит ли что-то. Если однозначного ответа не видим, вычёркиваем то, что стопроцентно не подходит. Переходим к следующему gapped sentence.
А какие техники и секреты работы с экзаменационными текстами есть у вас?