Drill — это техника, которую используют учителя, чтобы ученики отработали произношение или лучше запомнили изучаемую структуру, доведя её до автоматизма. Она заключается в повторении слов и предложенией. Drilling — обязательная часть работы как с лексикой, так и с грамматикой. Однако просто повторять за учителем может быстро наскучить. Какие бывают виды дриллов, разберёмся в сегодняшней статье.
Emotional drills
Повторяем слова и конструкции с определённой эмоцией: восторженно, гневно, грустно, сонно или лениво. Эмоцию может выбрать учитель или один ученик для другого. А ещё при отработке тематической лексики — еда, хобби, места в городе — можно попросить студентов повторить слово радостно, если им нравится это понятие, или с неодобрением, если не очень.
Selective drills
Иногда ученики относятся к дриллингу довольно скептически, особенно если вы просите каждого повторить слово или фразу по цепочке. Чтобы они не стеснялись и не чувствовали себя как на экзамене, измените инструкции. Попросите повторить слово только мальчиков или только девочек, брюнетов, тех, у кого день рождения летом, или тех, кто пришёл на урок в джинсах.
Substitution drills
Здесь учитель начинает с модели предложение, например:
T: Yesterday I went to the cinema.
Ученики повторяют исходное предложение один-два раза. После этого учитель добавляет слово или фразу, которыми нужно заменить часть предложения, например library. Ученики повторяют:
S: Yesterday I went to the library.Для усложнения задачи можно назвать не одно новое слово, а два или даже три: shopping centre, run, last week.
S: Last week I ran to the shopping centre.
Snowball drill
С помощью этой игры можно потренировать произношение слов по теме либо убедиться, что всё запомнили верно, когда повторяете лексику. Начните предложение: "On my way to school, I saw a lorry". Следующий студент продолжает: "...I saw a lorry and a spaceship" — и так далее. Грамматические конструкции так тоже можно дриллить. Находите картинки людей, существ или персонажей, размещаете одну за другой. Обязательно даёте всем имена. Дальше первый участник игры говорит предложение — target language можно отрабатывать любой. Например: “Every day Froggy cooks pizza”. Следующий участник повторяет фразу первого и потом придумывает уже свою, про нового персонажа. Так продолжаем, пока не закончатся персонажи — или память.
Disappearing dialogue
Исчезающий диалог — отличное упражнение, когда нужно несколько раз повторить не отдельные слова, а небольшой текст. Это бывает нужно при тренировке грамматических структур или отработке интонации. Сначала запишите диалог на доске целиком. Попросите двух студентов, A и B, прочитать его по ролям. Затем сотрите несколько слов и выберите новую пару учеников для чтения. Можно повторять до тех пор, пока диалог полностью не исчезнет, а студенты не убедятся с удивлением, что запомнили его наизусть. Можно и просто текст повторять, на индивидуальном занятии.
Jazz Chants
Есть серия книг Jazz Chants by Carolyn Graham. Их много разных: Grammar Chants, Small Talk и другие. Ещё что-то похожее есть у Miles Craven, но у него чантов совсем немного. Джазовые чанты помогут не только отработать грамматику, лексику или функциональные фразы в контексте, но и отлично поработать с ритмом и интонацией. Отстукивайте ритм карандашом, повторяйте чанты шёпотом или во весь голос, а если студентов больше — в формате диалога.
Pronunciation list
Берёте нужную вам лексику. Это могут быть те слова, которые за урок произносились неправильно и вы теперь хотите ещё раз привлечь к ним внимание. Напишите в столбик, слов восемь-десять хотя бы, а для групповых занятий можно и больше. Дальше прочитайте эти слова вслух, не спеша, пару раз, чтобы ещё раз смоделировать произношение. Потом читают ученики. Если группа — то по очереди. Если кто-то прочтёт слово неверно, то следующий ученик заново начинает с первого слова. На индивидуальном занятии принцип тот же, в общем. Цель — прочесть до конца, ни разу не сбившись. Работает в группах, где хорошие отношения и в адрес ошибившегося не будет насмешек.
Любите дриллы? Как истинный учитель просто обязана продолжить: "Why? Why not?".