Статья
  • 3 недели назад
  • Простой
  • ~ 10 мин
  • 67 просмотров

План сдать СРЕ я вынашивала долго. Хотелось обновить полученный в 2014 САЕ, устроить себе challenge и шагнуть на очередную ступеньку профессионального развития. Первые несколько сессий, на которые я регистрировалась, отменялись — недостаточное количество кандидатов. Подтверждение регистрации пришло в июне 2020. В это время я бороздила неизведанные океаны ковидного онлайн-преподавания и меньше всего думала об экзаменах и сертификатах. Но выбирать не приходилось — вооружившись санитайзером и маской, пошла сдавать.

***

Перед экзаменом я, конечно, готовилась. Самостоятельно. Сделала десяток пробных тестов с сайта Кембриджа и из сборника Харрисона. Написала несколько эссе и по одной работе каждого из других жанров. Посмотрела видео с форматом speaking, покивала с мыслью "Ага, ну всё ясно". А ещё сделала все имеющиеся в доступе key word transformations. Вообще все  — крайне их не люблю и делаю плохо. Через месяц после экзамена получила заветное письмо: А, 220 баллов по шкале CEFR. “А” начинается как раз с 220, поэтому вполне можно сказать, что мне повезло. Самый высокий и максимальный балл, 230, получила за Use of English. Самый низкий, 209, — за Writing.

Чему меня научила эта история?

  • Готовиться самому — это здорово, когда дело не касается частей Writing и Speaking. Я, например, к устной части не готовилась практически никак, а письменные работы писала "для галочки". Уверена, что опытные коллеги или преподаватели, чья ниша — это подготовка к экзаменам, могли бы дать мне грамотный фидбек и указать на недочёты.
  • Writing — самый туманный из навыков в плане критериев оценивания. Здесь не особо помогает даже опыт подготовки учеников к экзаменам более низких уровней. Ещё, конечно, всегда расстроило то, что мне не удалось посмотреть работу после получения результатов или хотя бы прочитать детальный комментарий.
  • Есть ощущение, что часть Use of English повторяется. Это не только мне так показалось, но и очень многие коллеги отмечают. После первых 10 тестов все чаще замечаешь одни и те же коллокации и конструкции.
  • Элемент везения никто не отменял. Если попадается интересный текст, то и работать с ним легче, и результаты предсказуемо выше. Например, в части Reading мне достался текст про долгое путешествие по пустыне. В тексте не было сюжета, одна жара и пески. Неудивительно, что все абзацы, которые нужно было вставить в текст, казались одинаковыми. Зато история про раскраски для взрослых мгновенно меня взбодрила и увлекла. Теперь я еще больше уверена, что навык работы с "неинтересным" и разбор стратегий и прокачка reading и listening skills важнее, чем количество сделанных past papers.
  • Подход к Listening, когда сначала слушаешь не глядя в вопросы, а потом только читаешь и отвечаешь, реально работает. Главное — перебороть изначальное "Аааа, как это без вопросов, я же всё провалю!!".

Еслть ли жизнь после CPE?

Иногда кажется, что CPE и уровень "образованного носителя языка" — это предел мечтаний преподавателя . На самом же деле конечной точки у этого пути, скорее, нет. Сертификат с любым баллом не гарантирует обещанной Кембриджем способности “communicate with the fluency and sophistication of a highly competent English speaker”, а любые знания относительны. 

После экзамена в моем личном плане действий были всего два пункта:

Курс письма

На английском в повседневной жизни я пишу две вещи: статьи для блога и сообщения в мессенджерах. Неудивительно, что этих двух жанров не хватило, чтобы впечатлить проверяющих. Где-то через полгода после CPE я записалась на курс по Academic writing, чтобы немного прокачать навык. Хотелось глубже понимать критерии проверки для работы со студентами, а еще — быть уверенной, что пишу понятно, лаконично и грамотно. Есть много отличных книг по письму, которые рекомендуют многие тьюторы и преподаватели. Я выбрала формат курса, чтобы не просто писать в папку на гугл диске и сверять написанное с образцами и критериями в книге, а получать регулярную обратную связь от того, кто будет читать мои работы. Не пожалела. Было много полезного инпута, детальный разбор каждой моей работы, а после курса и у моих учеников баллы за часть Writing начали ощутимо расти.

Разговорный клуб

Сразу после сдачи я начала ходить на discussion club. Попала к британскому преподавателю университета, у которого в анамнезе full DELTA и опыт экзаменаторства IELTS. Мы встречались раз в неделю, в группе были преимущественно учителя английского. Работали в формате, похожем на flipped classroom: дома перед занятием читали статьи, смотрели видео, слушали TED talks. Так приходишь подготовленный, не участвовать в беседе, отделавшись "I have never thought about it" не выйдет. На занятии был обмен мнениями, постоянная смена собеседников, возможность пообщаться непосредственно с ведущим. Был и акцент на произношение, и интенсивная работа с лексикой. Раз в неделю отправляла запись своего ответа на один из предложенных вопросов в формате IELTS Speaking. Получала очень подробный фидбек. Обидно, конечно, делать ошибки в словах "knows" и путать "pen" с "pan", но вот такая она, работа над собой. 

Проходила в этот клуб я больше года, без пропусков и перерывов, продолжая работу над уровнем языка. Мне очень часто не хватает времени на то, чтобы почитать или посмотреть что-то на английском для себя. В случае со speaking club это быстро входит в привычку в привычку: словарный запас растет, постоянно узнаешь что-то новое.Ну и фидбек от носителя языка позволяет заметить и проработать какие-то проблемы с произношением, почистить речь и прояснить все эти бесконечные “А так говорят?”. Подумываю сейчас о том, чтобы продолжить.

А что еще можно сделать?

Если writing для вас сейчас не в приоритете, а на разговорные клубы вы ходите и так, то после экзамена можно сделать ещё вот что:

  • Сдать ещё один экзамен, например, IELTS. Его формат экзамена отличается от привычных Кембриджских, а содержание текстов, особенно в IELTS Academic, может стать серьезным вызовом даже для тех, кто уже имеет сертификат CPE.
  • Пройти курс по произношению. Сейчас довольно много как русскоязычных фонетистов, так и носителей языка, которые помогу разобраться с интонацией, потренировать minimal pairs и поставить тот самый звук, который не удается. Ну и вдруг вам всегда хотелось говорить именно так, как герой любимого сериала?
  • Сфокусироваться на методике. Кроме сдачи языковых экзаменов, можно сдать TKT, пройти CELTA, выбрать для себя один а то и все три модуля DELTA, или выбрать интересный курс у коллег. Переживать за уровень языка при таком раскладе не получится: придется неизбежно много читать и писать. 
  • Завести блог или записывать подкаст на английском. Там можно делиться языковыми находками, рассказывать о своей подготовке к экзаменам, рекомендовать книги — и, конечно, использовать в речи все недавно выученные фразы и красивые слова.

В общем, жизнь после CPE все-таки есть, а в ней есть место новым вызовам и достижениям.

А что из курсов и экзаменов сейчас в приоритете для вас?