Допустим, вы учите язык. У вас нет друзей, которые на нём говорят, он не нужен вам для работы. Смотреть фильмы и читать книги пока рано, да вы и не знаете, где найти то, что подойдёт вам по уровню. В какой-то момент вы не понимаете: есть прогресс? Или его нет? Да, преподаватель вас хвалит и вы делаете не очень много ошибок, но вопрос остаётся. Если вы не учитель иностранного языка, то вы не анализируете процесс. Просто вам вдруг кажется, что всё впустую. Знакомо? Тогда читайте дальше!
Ощутить прогресс нам — и нашим ученикам, конечно, — помогают так называемые ситуации успеха. Создаёт их зачастую сам преподаватель. Что это может быть? По сути, любая ситуация, в которой ученик ощущает пресловутое "I can!".
Во-первых, это правильный подбор материалов для домашних заданий. Так, например, я недавно прочла первую книгу на испанском и всё поняла. Это был graded reader, выбранный с учётом моих интересов и подходящий по уровню. Мне не пришлось ничего искать самой, а вау-эффект — "ого, я могу читать книги уже!!" — был налицо. Такая же история может быть и с видео. Аутентичное видео с правильным заданием даёт ощущение, что ты понимаешь носителей языка. А вот очередные две страницы из Workbook такого ощущения не дают. Ненавязчиво отправленный ученику пост англоговорящего блогера — как раз на тему урока, совершенно случайно! — тоже хороший вариант.
Во-вторых, это перевод коммуникации в чатах и мессенджерах на английский. Если ученик не общается на языке ни с кем, кроме вас, это необходимо. Там будет возникать довольно много полезных коммуникативных ситуаций. Как минимум, именно там выучатся глаголы cancel, reschedule, и все три формы forget, обязательно промелькнёт get well soon и выучится разница между excuse me и sorry. Если очень повезёт, то даже запомнится, что late — это прилагательное. В результате бытовая коммуникация будет даваться ученику намного легче, а через полгода он вообще не вспомнит, что с переносом занятия были какие-то сложности, настолько естественно будут даваться ему привычные фразы.
В-третьих, ситуации успеха часто связаны с интересами наших учеников. Вроде бы очевидно, но всё же. Постарайтесь узнать, что любят ваши студенты. Смотреть Top Gear и играть в компьютерные игры? Готовить? Читать про крымских татар? Отлично, нам подходит. Это можно ненавязчиво добавить в уроки — ну или просто предложить перевести какие-то хобби в English mode. Например, ученица любит писать истории. Задание вроде "придумать биографию для не совсем обычного персонажа" не только имеет все шансы ей понравиться, но и принесёт то самое "I can!". Ведь оказывается, теперь она может сочинять истории не только на русском, но и на английском.
Task-Based Learning также поможет создать и подсветить ситуации успеха для подростков и взрослых. Цель урока, построенного на TBL, заключается не в изучении новой лексики или грамматики, а в выполнении коммуникативного и важного для ученика задания. Для его выполнения ученикам нужно пообщаться между собой, что-то обсудить и до чего-то договориться. Язык здесь будет скореее инструментом коммуникации, способом достижения цели.