Статья
  • 1 день назад
  • Простой
  • ~ 4 мин
  • 27 просмотров

Допустим, вы учите язык. У вас нет друзей, которые на нём говорят, он не нужен вам для работы. Смотреть фильмы и читать книги пока рано, да вы и не знаете, где найти то, что подойдёт вам по уровню. В какой-то момент вы не понимаете: есть прогресс? Или его нет? Да, преподаватель вас хвалит и вы делаете не очень много ошибок, но вопрос остаётся. Если вы не учитель иностранного языка, то вы не анализируете процесс. Просто вам вдруг кажется, что всё впустую. Знакомо? Тогда читайте дальше!

***

Ощутить прогресс нам — и нашим ученикам, конечно, — помогают так называемые ситуации успеха. Создаёт их зачастую сам преподаватель. Что это может быть? По сути, любая ситуация, в которой ученик ощущает пресловутое "I can!". 

Во-первых, это правильный подбор материалов для домашних заданий. Так, например, я недавно прочла первую книгу на испанском и всё поняла. Это был graded reader, выбранный с учётом моих интересов и подходящий по уровню. Мне не пришлось ничего искать самой, а вау-эффект — "ого, я могу читать книги уже!!" — был налицо. Такая же история может быть и с видео. Аутентичное видео с правильным заданием даёт ощущение, что ты понимаешь носителей языка. А вот очередные две страницы из Workbook такого ощущения не дают. Ненавязчиво отправленный ученику пост англоговорящего блогера — как раз на тему урока, совершенно случайно! — тоже хороший вариант. 

Во-вторых, это перевод коммуникации в чатах и мессенджерах на английский. Если ученик не общается на языке ни с кем, кроме вас, это необходимо. Там будет возникать довольно много полезных коммуникативных ситуаций. Как минимум, именно там выучатся глаголы cancel, reschedule, и все три формы forget, обязательно промелькнёт get well soon и выучится разница между excuse me и sorry. Если очень повезёт, то даже запомнится, что late — это прилагательное. В результате бытовая коммуникация будет даваться ученику намного легче, а через полгода он вообще не вспомнит, что с переносом занятия были какие-то сложности, настолько естественно будут даваться ему привычные фразы.

В-третьих, ситуации успеха часто связаны с интересами наших учеников. Вроде бы очевидно, но всё же. Постарайтесь узнать, что любят ваши студенты. Смотреть Top Gear и играть в компьютерные игры? Готовить? Читать про крымских татар? Отлично, нам подходит. Это можно ненавязчиво добавить в уроки — ну или просто предложить перевести какие-то хобби в English mode. Например, ученица любит писать истории. Задание вроде "придумать биографию для не совсем обычного персонажа" не только имеет все шансы ей понравиться, но и принесёт то самое "I can!". Ведь оказывается, теперь она может сочинять истории не только на русском, но и на английском. 

Task-Based Learning также поможет создать и подсветить ситуации успеха для подростков и взрослых. Цель урока, построенного на TBL, заключается не в изучении новой лексики или грамматики, а в выполнении коммуникативного и важного для ученика задания. Для его выполнения ученикам нужно пообщаться между собой, что-то обсудить и до чего-то договориться. Язык здесь будет скореее инструментом коммуникации, способом достижения цели.