
Иногда у наших учеников возникают проблемы с пониманием текстов, особенно длинных. Когда персонажей в истории больше двух, то всё вообще мгновенно путается: кто куда пошёл? Кто на кого не так посмотрел? Где чья точка зрения? Мы эту неразбериху так оставить не можем. Вдруг ученикам потом CAE сдавать, в самом-то деле. Что делать — читайте в сегодняшней статье.
Чтобы разобраться в причинно-следственных связях, нам придётся познакомить учеников с понятием reference и научить с этим работать. Reference — это связь между элементами текста, отсылка к разным его частям. Для таких отсылок мы чаще всего используем местоимения (him, us, her), определённый артикль the, demonstratives (that, these). Существуют три вида reference, прочитать о которых подробно можно в Глоссарии. А вот как можно с этой самой reference поработать:
Замечаем reference
На скриншоте ниже текст из Get Involved B1+ Student's Book by C. McBeth and P. Reilly, p.44, Macmillan, 2021. Берём текст, в котором несколько персонажей, и текстовыделители разных цветов, по количеству персонажей. Просим учеников найти все упоминания каждого персонажа и выделить их цветом. Например, Вася может быть не только Vasya, но и Petya’s friend, he, the boy, young gentleman или little brat, тут уж как повезёт. После этого можно переходить к заданиям на detailed reading. Такое задание можно делать даже с детьми и легко адаптировать к практически любой истории на любом уровне.

Понимаем reference
Это задание хорошо делать после того, как текст прочитан и мы ответили на все comprehension questions. Заранее составьте несколько предложений о ключевых событиях и героях текста. Например, таких:
He wanted to take it right after that, but they didn’t let her out.
He told him not to buy itthere.
They were finally convinced by the old lady.
After that the whole school was talking about the friends — and her.
Предложите ученикам сначала подумать индивидуально, а потом обсудить в парах все выделенные слова. Пусть вспомнят, кто такие he и him и что за it можно было купить there.
Используем reference
Возьмите небольшой текст и замените в нём все упоминания одного персонажа на she, например:
She came home from work a bit later that day. She was tired, but not too much, so she decided to cook something. First, she checked the fridge. There wasn't much there, so she ordered a few things and waited for a while for the delivery. Then she...
После этого предложите ученикам разнообразить текст синонимами. Напомните, что он должен звучать естественно: не стоит называть котика, укравшего сосиску, "the feline smuggler".
Плюсов у таких заданий довольно много. Во-первых, они замедляют при работе с текстом. В чём здесь плюс? В том, что мы не спешим, пропуская важную информацию в попытке поскорее расправиться с заданием, а читаем более вдумчиво и осознанно. Во-вторых, работа с reference учит видеть логические связи.А это точно пригодится и в реальной жизни, и при сдаче экзаменов, и при подготовке выступления или презентации.