Карьера в преподавании может начаться по-разному. Если ваш первый опыт преподавания — это языковой центр или школа, то в каких-то из них обеспечат методической поддержкой и литературой, а где-то даже проведут вводный курс. Однако в каких-то случаях придётся разбираться самостоятельно. В этой статье вы найдёте семь советов начинающему преподавателю, которые облегчат вам жизнь, независимо от условий, в которых начинается ваш педагогический путь.
Смотрите занятия
Мало что может быть полезнее для начинающего преподавателя, чем просмотр уроков более опытных коллег. Если вы работаете в школе или языковом центре, попросите разрешения поприсутствовать на таких уроках. Совсем хорошо, если это будут разные возрастные группы или уровни. По мере просмотра записывайте вопросы: они могут касаться classroom management, каких-либо интересных заданий, стадий урока или способов исправления ошибок. Если ваша карьера стартует онлайн или во фриланс-формате, поищите записи уроков в интернете. В этом случае вопросы задать вероятнее всего не удастся, но наверняка вы всё же отметите что-то, что захотите использовать на своих занятиях. Ещё можно попросить о помощи коллег в преподавательских сообществах. Наверняка, кто-то из них разрешит вам посмотреть свой урок.
Показывайте свои уроки
Этот пункт значительно страшнее предыдущего. Независимо от того, начинающий вы преподаватель или опытный, кстати. Но это важно и нужно. Приглашайте коллег на свои уроки. Если там, где вы работаете, есть методист, то даже приглашать не придется. Воспринимайте такие визиты как возможность для роста: в абсолютном большинстве случаев ваши занятия найдется за что похвалить. Кроме этого, вы получите обратную связь и рекомендации, как сделать уроки ещё лучше. Если приглашать кого-то совсем страшно, попробуйте для начала записать урок и посмотреть его самостоятельно. При этом лучше фокусироваться на каком-то одном аспекте, а не на всём уроке в целом. Например, постарайтесь в процессе просмотра оценить объём своего Teacher Talking Time, как вам удалась дача инструкций или уложились ли вы в тайминг.
Читайте Teacher’s Book
Этот совет может показаться очевидным, однако на самом деле польза Teacher’s Book для преподавателя-новичка огромна. Это не просто сборник тестов к учебнику и ответов к заданиям. В большинстве современных пособий вы найдете полноценную структуру урока: стадии, переходы, тайминг, дополнительные задания и материалы. Во многих книгах для учителя есть даже секции с методическими советами. Там можно прочитать о том, как правильно распределять студентов для работы в группах и парах; узнать, что такое ICQs и CCQs; и обнаружить новые способы презентации грамматики и лексики.
Планируйте уроки
Планирование урока позволяет чувствовать уверенность и новичкам, и тем, кто в профессии уже давно. Однако в начале карьерного пути записывать основные стадии занятия и что на них происходит особенно полезно. Это поможет вам понимать структуру урока и быть готовым к любым неожиданностям. А ещё — максимально эффективно использовать материал учебника. Наверняка вы слышали об историях, когда за урок "прошли" 4 разворота, потому что ученики выполнили все задания, а преподаватель просто решил идти дальше. Чтобы не оказаться в такой ситуации, можно посмотреть в интернете примеры планов по запросу "CELTA lesson plan" или почитать главу "Planning lessons and courses" из Learning Teaching by J. Scrivener.
Учитесь вместе с учениками
Когда я только начинала преподавать, на занятии ко мне обратился ученик, мальчик лет 8. "А как будет по-английски утконос?" — его глаза горели от любопытства. Конечно, этого я не знала. Однако страх признаться был так силён, что я выдумала какое-то несуществующее слово — все равно ведь не запомнит. Стоит ли говорить, что мальчик не только запомнил, но и пришёл на следующее занятие с обличительным "А вот и не так, а вот и platypus!!!". Lesson learned: с тех пор я запомнила, что преподаватель английского не обязан знать всё на свете. Иногда можно предложить ученикам поискать незнакомое слово вместе, или сказать, что вы уточните ответ на вопрос и расскажете на следующем занятии. Такая стратегия поспособствует укреплению доверия значительно лучше, чем попытки "сохранить лицо". Только не забудьте действительно уточнить и рассказать.
Экспериментируйте
Когда начинаешь преподавать, многое может показаться монотонным и повторяющимся. Повторяющаяся структура урока, одни и те же учебники, те же самые задания. Чтобы избежать рутины, разрешите себе экспериментировать. Если преподаете онлайн, освойте новые инструменты. Для урока в классе найдите новую игру для отработки лексики. Поменяйте lead-in к уроку, если чувствуете, что все время начинаете с дискуссии или с просмотра видео. Такие небольшие изменения не только позволят вам развиваться в профессии, но и поддержат интерес и мотивацию у учеников.
Говорите "да"
Принцип "learning by doing" работает с преподавателями так же хорошо, как и с учениками. Пока вы не нашли свою нишу, пробуйте преподавать в разных ситуациях. Кто-то говорит, что учить начинающих студентов очень сложно, кто-то боится высоких уровней как огня. А еще есть уйма неизвестных экзаменов, учебников и программ. Чем быстрее вы, крепко зажмурившись на секунду, зайдете в класс со студентами нулевого уровня, тем быстрее вы научитесь с ними работать. А значит, ваша профессиональная экспертиза и опыт значительно вырастут. Особенно много возможностей попробовать разное могут предложить языковые центры. Однако если работаете на себя, выбор и разнообразие тоже есть.
Пусть ваше преподавательское путешествие будет увлекательным!