Mixed-ability group — это группа, участники которой имеют разный уровень языка. Например, в группе подростков уровня Intermediate в языковом центре наверняка будут те, чей уровень больше похож на Upper, и ребята послабее, кому лучше подошла бы группа Pre-Intermediate. Практически любая группа — это mixed-ability group. Кроме непосредственно уровня языка, ученики будут отличаться предпочтениями в изучении, видом и силой мотивации, культурным бэкграундом и каналом восприятия информации. Всё это требует от преподавателейопределённых знаний и навыков. Что стоит учесть при работе с такими группами, обсудим в этой статье.
*Дисклеймер: в статье используется характеристика "слабые ученики". Она не окрашена эмоционально и не несёт негативных коннотаций. В английском у нас много вариантов: struggling students, low achieving students, students facing difficulties. В русском — не очень.
1. Если можете, выбирайте учебник, в котором дополнительные материалы разбиты по уровням. Например, такое есть у подростковых Gateway и Get Involved. У последнего адаптированы даже reading tasks из основной части учебника. Это поможет вам сэкономить время при подгтовке в занятиям и обеспечить каждому ученику более-менее оптимальный уровень поддержки.
2. Задействуйте open-ended questions. На них каждый ответит в рамках своих возможностей. Кроме того, в Yes/No questions велик риск того, чт ученики, которые не до конца поняли вопрос, просто выберут ответ наугад.
3. Быстрый способ адаптации задания — дать лимит времени на выполнение упражнения и попросить сделать столько, сколько успеют. Сильные заполнят гэпы в десяти предложениях, средние в семи, ученики послабее — в пяти. Ещё вариант — просто предложить выбор: "Ответьте минимум на два вопроса, выберите те, что нравятся больше всего".
4. Дифференцируйте инструкции к одному и тому же заданию. Допустим, у нас есть десять gapfill sentences. Сильные ученики заполняют пропуски и дописывают предложения, добавляя контекст:
He ____ to school late (come). → He came to school late because he played computer games all night.
Слабые заполняют пропуски не в десяти, а в пяти предложениях, которые больше всего нравятся. А ещё, например, из задания для сильных учеников можно убрать варианты ответов.
5. Продумайте варианты парной и групповой работы и задействуйте их все. Сильные с сильными справятся со сложным заданием и успеют придумать несколько вопросов для одногруппников. Слабые с сильными почувствуют на себе все прелести peer teaching. Слабые со слабыми — это такая нужная иногда comfort zone.
6. По возможности давайте разное домашнее задание. Сильным — задания на production, что-то посложнее. Ученикам послабее нужно больше повторения, чтобы успевать за темпом группы. Можно снова предложить выбор: дайте страницу в рабочей тетради и предложите выбрать оттуда три упражнения. Вариант посложнее: придумайте что-то вроде choice board для отработки определённой темы. Чтобы ученики не предпочли самый лёгкий путь, можно попросить их выбрать одно задание из более простых колонок 1 и 2 и одно — из третьей, варианты в которой посложнее.
7. Очень важный пункт — не привлекайте лишнего внимания к дифференциации. Инструкции вроде "Ok guys, you answer these two super easy questions, right, take it, and this is for you, seven more difficult questions" могут заставить кого-то почувствовать себя некомфортно.
Если хотите углубиться в тему и почитать про mixed-ability groups чуть больше, можно обратить внимание на следующие материалы:
Статья Working with mixed-ability groups by E. Dudley
Совсем небольшая статья про Classroom Management by T. Bowen
Книга Mixed Ability Classes by L. Prodromou