На аудирование жалуются многие ученики. Ничего не понятно, акцент какой-то странный, куда опять половина звуков пропала?! Когда напоминаешь им о важности заметок, навык аудирования теряет свою последнюю привлекательность. Однако без заметок нам никуда: пригодятся и при выполнении заданий на уроке и при подготовке к экзамену. Чем лучше мы умеем записывать главное, не отвлекаясь от прослушивания, тем больше баллов можно заработать за часть Listening. А как научить этому ценному навыку учеников —читайте ниже.
Как практиковаться
Подход к части Listening зачастую не меняется. Мы читаем и слушаем инструкции к заданию, просматриваем вопросы, сколько успеем, а потом слушаем текст 1-2 раза и стараемся ответить. На занятиях можем работать и со скриптами. Даже если мы повторим все эти действия много раз, не факт, что это приблизит нас к заветному баллу. Поэтому следующие несколько пунктов очень важны при работе со стратегиями аудирования.
Во-первых, непосредственно подготовка. Иногда наши ученики не обращают внимания на ту информацию, которая уже у нас есть. Это могут быть картинки, схемы или графики, уже имеющийся в задании текст или даже ключевые слова в вопросах. Даже просто подумать, что мы уже знаем по теме предстоящего аудирования, может быть полезно. Конечно, во время международных экзаменов времени на это совсем мало, но тренировать этот навык в процессе подготовки важно и нужно.
Во-вторых, ученикам может помочь умение анализировать речь. В каждом аудировании есть сигналы, которые помогают понять, что сейчас будет что-то новое или важное. Например:
- слова-связки "Firstly…", "Secondly…", "What is more…", " Let’s move on to…" и прочие подобные. Они сигнализируют о переходе к новой мысли, а это никак нельзя пропустить.
- изменение интонации. Паузы, повышение или понижение голоса, фразовое ударение могут подсказать нам, что говорящий выделяет важную информацию.
- цифры. Если слышим фразы вроде "There are 4 main aspects…" или "It happens because of 3 factors…", стоит напрячь внимание и набросать bullet points. Эти вещи кажутся очевидными, но не помешает лишний раз напомнить о них студентам.
Если прослушивание текстов даётся ученику с трудом, потренируйтесь отделять главные мысли от деталей. Например, предложите прослушать запись один раз и записать главную мысль в одним предложением. Затем послушайте ещё раз и пускай ученик запишет детали. Конечно, в день экзамена ученик услышит текст максимум дважды, а то и всего один раз, как в IELTS. Хорошо, если навык фокусироваться и на главном, и на деталях будет развит ко дню Х.
Предложите ученику поработать с mind-maps, где в центре будет основная идея, а ответвлениями от неё будут подтемы,пояснения и детали. Если он не очень знаком с mind maps, потренируйтесь на текстах до того, как начать начать работать с аудированием. Пусть прочтёт текст и обобщит информацию, оформив её в схему. После этого попробуйте сделать то же самое с коротким аудированием.
Работайте со скриптами. Даже если ученик просто слушает запись и одновременно следит за текстом, это помогает ему улавливать особенности слитной речи. Выделять цветом важную информацию тоже полезно. Это легче, чем чистое аудирование, но времени на подумать по-прежнему очень мало. Такая тренировка учит многозадачности, так необходимой на экзаменах.
Работа с песнями и небольшими подкастами, если ученику нравится такой формат подачи материала, тоже может быть полезна. Например, предложите послушать малознакомую песню любимого исполнителя и записать 20 ключевых слов. После этого по ним можно попробовать восстановить смысл текста песни. А потом — сравнить с оригиналом и проверить, удалось ли справиться. Напомните ученику, что стоит обращать внимание на важные для понимания слова и фразы, а не на всё знакомое, что он слышит.
Как записывать
Разработайте вместе с учеником его собственный словарик символов и сокращений. Пусть задействует личные ассоциации и сокращения, знакомые ему из школы, университета и переписок в мессенджерах. Вот несколько общепринятых символов, которые могут пригодиться:
NB! — important, remember this
e.g. — for example
i.e. — that is
w/o — without
b/c — because
l8r — later
→ — as a result
↗ — rises, grows
↘ — falls, declines
Если придерживаться одних и тех же сокращений и символов всё время, то ученик быстро запомнит их и начнёт использовать автоматически.
Научите студента сокращать слова до одного слога или просто до нескольких ключевых букв. Пусть не забудет проверить, что они остаются понятными. Например, info однозначно означает information, а вот под ppl может скрываться и people, и population. Ещё один вариант — записывать слова, используя только согласные: dprtmnt или mngmnt. Напомните, что если делать заметки на экзамене, контекст аудирования будет свеж в памяти, а вот расшифровать лекцию пару недель спустя может быть непросто.
Отговорите ученика от попыток записывать услышанное сплошным текстом. Пусть найдут оптимальный для себя способ организовывать мысли: задействуют список, заголовки или bullet points. Или просто разделят страницу на 2 колонки. Ту, что поменьше, предложите оставить для записей главных мыслей. Поле побольше пусть заполняют деталями, важными словами, фразами и числами.
Умеете быстро и эффективно записывать информацию во время аудирования сами и уже научили этому всех своих учеников? Поделитесь в комментариях полезными советами, пожалуйста!