Статья
  • 1 день назад
  • Простой
  • ~ 9 мин
  • 9 просмотров

Мы часто говорим о том, что одна из характеристик хорошего урока английского — это персонализация заданий и материалов. Персонализация предполагает, что учитель строит учебный процесс с учётом целей, интересов и индивидуальных особенностей ученика. Иными словами, персонализация — это когда мы перестаём говорить про выходные абстрактного Джона из учебника, писать письмо city council, находясь в России, или обсуждать комнату с картинки вместо своей. Вместо этого ученики учатся говорить о себе и о том, что их окружает и интересно и актуально именно им.

***

Узнаём о целях и интересах

Чтобы персонализировать обучение, сначала нужно собрать информацию об учениках. Перед началом занятий или на первых уроках можно попросить их заполнить форму-анкету или поработать вместе с needs analysis. Один из важных вопросов для обсуждения — на какие темы ученику нравится или не нравится говорить. Беспроигрышным вариантом будет не просто задать этот вопрос, а составить список из 20 тем и предложить отметить все интересные или распределить на "Love it!", "It's ok" и "No, thanks".

Ещё можно спросить учеников о том, какой контент они регулярно потребляют в повседневной жизни. Даже если этот контент на русском, ответ поможет вам многое понять об учениках и сферах их интересов.

Полученная информация даст вам возможность создавать более интересные вопросы для обсуждения или формулировать точные промпты для AI, чтобы созданные им для ваших уроков тексты были именно с тем фокусом, который интересен ученикам. Ещё учитель сразу поймёт, на каких юнитах учебника можно задержаться подольше и даже дополнить их, а какие лучше не затягивать.

Храним и дополняем информацию

Каждый учитель английского немного шпион или секретный агент. Миссия у него важная: запоминать то, что говорят ученики, и использовать это в своих целях. Ой, то есть, в образовательных целях, конечно. Кроме тех целей и интересов, которые мы обсудили с учениками на старте, мы многое узнаём о тех, кого учим, уже в процессе занятий. Чтобы детали не забывались, можно, например, завести отдельный документ-досье на каждого ученика и записывать туда важные вещи вроде дня рождения, отношения к гороскопам и классической музыке, любимых заданий или форматов взаимодействия.

Персонализируем

Вот мы и добрались до самого главного пункта! Ниже вы найдёте список принципов и идей для персонализации учебного процесса:

  • Если можете заменить задание формата "describe John's room" на "describe your room" или "describe your favourite character's room", смело меняйте.
  • Используйте аутентичные материалы. Они точно будут учитывать интересы ученика больше, чем усреднённый учебник. Кроме того, даже на низких уровнях можно принести на занятие мемы, подписи под постами в социальных сетях, меню или заголовки — необязательно брать целый подкаст или огромную статью.
  • На занятиях общим английским, которые не требуют интенсивной проработки всех жанров письменных работ, ограничьтесь теми, которые актуальны для жизни и целей учеников. Довольно сложно писать письмо неведомому local council, когда в твоём городе этого local council в принципе нет, а твоя повседневная жизнь не предполагает такой коммуникации ни на одном из языков. А вот разобрать формать blog post с теми, кто мечтает о карьере инфлюенсера, оставить ревью на тематическом сайте с любителем кино или написать письмо фан-клубу любимой футбольной команды — это совсем другое дело.
  • Задействуйте личные фотографии учеников и даже предложенные ими идеи или материалы. В статье Зачем делать фото для уроков английского можно найти несколько идей того, как использовать фото на занятиях. Какие материалы может предложить ученик? Например, если он рассказал вам о любимой игре и прислал ссылку на трейлер, это вполне можно встроить в работу: обсудить персонажей, подтянуть нужную вам грамматику, организовать дебаты или просто оформить в этом стиле доску.
  • Предлагайте ученикам выбор. Возможность выразить своё мнение — что это, если не персонализация?Выбирать можно разное. Например, при проверке ответов в группе ученик может выбрать, кому достанется следующий вопрос. В групповом чате можно проголосовать за формат следующего урока или за то, про что будем писать эссе — про архитектуру или окружающую среду (так себе выбор для большинства учеников, конечно, но всё же). Для домашнего задания иногда можно создавать так называемые choice boards — больше о них в статье Оригинальные задания для домашней работы.
  • Если вы работаете с mixed-ability group (а скорее всего так и есть), продумайте дифференциацию. Возможно, кому-то из учеников нужно больше поддержки с аудированием, а кому-то пригодятся дополнительные или просто чуть более сложные задания — о них здесь.
  • Практикуйте самопроверку и задания на рефлексию. Это поможет ученикам заметить свой прогресс или сфокусироваться на тех областях изучения языка, которые требуют дополнительной проработки. Периодически обсуждайте, понравилось ли задание, что было сложно, что из пройденного юнита хотелось бы проработать ещё раз, какие темы в этом месяце понравились больше всего.
  • Добавляйте в уроки задания на эмоциональный интеллект. Да, не все любят говорить о чувствах и эмоциях. Однако усилия, чтобы понять других и себя, как правило того стоят и делаю нашу жизнь немного проще как на уроке английского, так и за его пределами. Несколько практических идей найдёте в статье 5 заданий для темы Feeling and emotions.

Если у вас есть любимые способы персонализации темы или секретные ноу-хау, поделитесь в комментариях читатели и автор этого блога будут очень вам благодарны!