Статья
  • 4 месяца назад
  • Средний
  • ~ 8 мин
  • 86 просмотров

Чтение часто не самый любимый навык наших учеников. "Давайте я лучше дома почитаю", "Скууучно", "Что значит "не надо пытаться понять каждое слово?!" и "Почему эти тексты вечно такие длинные?" — вот лишь немногие из комментариев, которые можно услышать на уроке. В сегодняшней статье поговорим про виды чтения, то, как мы читаем на английском, и какие сложности у нас возникают.

***

Виды чтения

Про жажду учеников понимать каждое-каждое слово в читаемом тексте мы все, конечно, знаем. Возможно, станет чуть легче, если мы расскажем им про разные виды чтения? Ну или хотя бы самые основные — эти:

Gist reading (skimming). Так мы читаем тексты, когда нам нужно понять общий смысл, решить, интересно ли нам будет читать в деталях. Например, когда вы открываете журнал, вы можете выбрать самые интересные статьи, просмотрев заголовки, иллюстрации и пробежав взглядом по тексту. 

Reading for specific information (scanning). При этом типе чтения мы ищем в тексте важные нам детали: имена, названия, время, числа. Мы просматриваем расписание поездов в поисках удобного нам времени отправления, смотрим только на время. Скользим взглядом по статье, ищем в ней ключевые слова и имена учёных. Читаем оглавление учебника, ищем нужную главу.

Reading for detail. Название говорит само за себя — здесь нам важно детальное понимание текста. Так мы читаем всё, в чём хотим разобраться подробнее — например, ипотечный договор. Ну или страшно важный текст на уроке английского, разумеется.

Reading for inference. Чтение "между строк" в попытках понять, что же всё-таки хотел сказать автор. Вы читаете имейл от начальника и понимаете, что он вами, кажется, недоволен. Читаете книгу и понимаете, что убийца — садовник! Сдаёте SAT или TOEFL — и видите вопрос "Which of the following can be inferred from the paragraph about the location of the meteorite impact in Mexico?".

Ещё мы, конечно, читаем для удовольствия. Это называется extensive reading. И используем тексты как базу для работы с лексикой или грамматикой. Есть специальная стадия, она называется Noticing. На этой стадии можно попросить учеников найти в тексте нужные грамматические конструкции, подчеркнуть интересные фразы или сделать задание на лексику.

Почему так сложно?

В чём сложность глобально?

  • Information overload и рассеянное внимание. Длинные тексты кажутся мозгу излишними. А длинные тексты, от которых нас отвлекают имейлы, нотификации и люди, — особенно. 
  • Злоупотребление соцсетями. Из-за чтения большого количества текстов в соцсетях и мессенджерах у большинства чтение сводится к механическому сканированию в поисках основной идеи. Линейное чтение — когда мы читаем слово за словом и строку за строкой, вникаем в детали — задействуется всё реже. Поэтому нам и нашим ученикам так сложно работать с длинными текстами на экзаменах.
  • Нарушение периферического зрения. Периферическое зрение позволяет видеть предметы по бокам, выходящие из центрального обзора — места, куда направлен взгляд. Когда мы проводим 8-10 часов день, глядя в экраны, навык постепенно утрачивается. Поэтому мы медленно читаем: просто разучились охватывать взглядом всю страницу целиком. Зотите пару упражнений для тренировки перфиерического зрения? Напишите в комментариях!
  • Отсутствие инструментов и техник. Чтение — это работа. Для работы нужны инструменты. Если нам не рассказали, как работать с разными видами текстов, чтобы хорошо их понимать и качественно запоминать информацию, чуда не случится.

"Ну да, да. И что? — подумаете сейчас вы. — А на уроках-то почему так сложно?". Если совсем коротко: мы не переносим стратегии чтения на родном языке в иностранный. Вряд ли вы просто пробежите взглядом тот самый ипотечный договор или будете думать, как относится к кабачкам автор кулинарного рецепта. А теперь подробнее:

  • И студенты, и преподаватели игнорируют gist reading и сразу начинают разбирать текст в деталях. Gist reading — важный навык, нужный нам в повседневной жизни. Переживать из-за того, что не понимаешь какие-то слова при первом чтении, не стоит. 
  • Ученики любят читать тексты на уроке, вооружившись словарём. Это здорово, но это уже не reading, a language work. Если текст подобран правильно, незнакомых слов и конструкций в нём не очень много. С 10% нового можно справиться, догадавшись из контекста или просто пропустив. 
  • Задания в учебниках или материалах идут в неверной последовательности. От простого к сложному  — это порядок, который выше. Если учебник предлагает сначала ответить на Why, How и Where, потом поработать с лексикой, а затем выбрать подходящий заголовок, это не очень развивает правильные навыки чтения. И да, даже очень хорошие учебники иногда в таком замечены.
  • Вы спешите. Да, так просто. Если готовитесь к экзамену, а баллы за часть Reading в тренировочных тестах не радуют, отведите себе чуть больше времени на выполнение таких заданий. Ученикам тоже нужно достаточно времени. Посчитайте, за сколько вы выполнили задание сами. Умножьте на 2 для высоких уровней и на 3 — для низких. Нашли все ответы в reading for detail  за 2 минуты? Ваши Elementary справятся за 6. 
  • Текст сложный, скучный или вообще неясно, зачем его читать. Сложно фокусироваться на общих идеях или деталях, когда вы читаете статью нобелевского лауреата по физике, которая зачем-то оказалась в учебнике. Тут с радостью отвлечёшься на первую же нотификацию в мессенджере.

Ниже можете скачать файл-памятку о том, какие виды заданий можно использовать для развития трёх микронавыков чтения: for gist, for specific information и for detail.

А о том, как разнообразить задания на чтение, читайте в следующей статье.

pdf

Reading subskills_for_CCQs.pdf

1.36 MB