Считается, что выбор полезной для учеников лексики должен лежать на преподавателе. И правда: кто, как не учитель, наверняка знает частотность использования в речи слов, правильность словосочетаний и десятки забавных идиом, которые точно пригодятся Есть, однако, и альтернативная точка зрения.
Выбор полезной лексики можно и нужно доверять студентам. Во-первых, это повышает автономию учеников. Выбирая лексику из текста или скрипта самостоятельно, они берут ответственность за своё обучение на себя, а значит, учатся более осознанно. Во-вторых, это позволяет учесть индивидуальные нужды и интересы. Даже в небольшой группе могут собраться люди, которым английский нужен для разных целей. Поэтому каждый из них будет считать важными для себя разные слова. Ну и, наконец, из практических соображений. Если ученик сам составил для себя карточки в Quizlet, то он достаточно мотивирован, чтобы выучить эту лексику. Если их создал преподаватель, потратив не один час своего времени, то есть вероятность, что ссылку на карточки могут даже не открыть.
Вот как можно задействовать студентов в выборе лексики:
Обращайте внимание на emergent language — слова и фразы, которых нет в юните или плане урока, но о которых спрашивают студенты, чтобы более полно выразить свою мысль. Если работаете с группами, то замечайте и записывайте лексику, которой не хватает ученикам во время выполнения устных и письменных заданий. После работы в группах можно предложить заполнить пропуски в предложениях с новой лексикой, если урок онлайн и вы успели напечатать 5-6 gapped sentences. Записывайте emergent language на доске и оставляйте до конца урока. Индивидуальный словарик для конкретного ученика или целой группы можно создать и пополнять в Google-документе.
После работы с текстом или аудированием, попросите студентов в качестве домашнего задания выбрать и записать 5-10 слов, которые показались им новыми или интересными. Количество слов и выражений можно варьировать в зависимости от уровня.
Коммуникативное продолжение предыдущей идеи — игра Word experts. Здесь ученики не только записывают лексику в личный словарик, но и готовят специальные карточки: слово, определение, картинка, пример использования в предложении — всё, что покажется им полезным. На следующем занятии они работают в парах, объясняя лексику или угадывая её по картинкам и дефинициям.
Если ваши ученики любят английские песни, это тоже можно использовать для персонализированной прокачки лексики. Пусть они попробуют себя в роли учителя и придумают 1-2 упражнения для тренировки аудирования и вокабуляра. Предложите им найти песню, которая им нравится и связана с темой юнита. Озвучьте инструкции:
Find the lyrics, read it, make sure that everything is clear.
Copy the full lyrics into a doc. file.
Create 2 exercises: a gap-fill, a matching exercise, an unscramble exercise, or something you’d like to focus on.
Send the file to me before the lesson.
Предупредите, чтобы не выбирали совсем сложные или редкие слова: в этом случае значение будет непонятным и с заданием никто не справится. На занятии распечатайте созданные упражнения или выведите их на экран и включите песню.
Как показывает практика, слова запоминаются намного лучше, если они интересны и выбраны самостоятельно. Замечали?