Статья
  • 8 часов назад
  • Простой
  • ~ 7 мин
  • 17 просмотров

Ученики опаздывают. С этой суровой реальностью сталкиваются если и не все преподаватели, то большинство точно. И если на индивидуальном занятии схема ясна — пишешь ученику и уточняешь причину опоздания или просто ждёшь — то в группах опоздание одного может стать проблемой для всех. Что делать, обсудим в сегодняшней статье.

***

Причины

С одной стороны, причины опоздания не так уж и важны. Главное — что делать с последствиями. С другой, не лишним будем понимать, насколько серьёзны эти самые причины и можно ли с ними что-то сделать. Если опаздывают дети и подростки, стоит поставить в известность родителей. Если взрослые, попробовать объяснить, что опоздание влияет на ход урока, а учителю приходится перестраивать процесс. Когда ученик регулярно опаздывает по уважительной причине, например, рабочий день заканчивается в 18:00, урок начинается в 18:30, а добираться минимум 45 минут, обсудите это в индивидуальном порядке. Может, он сможет рассказать о своём выходном в групповом чате прямо из метро, а может, вы будете отправлять ему небольшое задание накануне, чтобы он смог влиться в работу группы и ничего не упустить.

Правила

Правила, касающиеся опозданий, можно и нужно обсудить с учениками заранее. Всем будет легче, если у группы будет чёткий порядок действий. Вот несколько идей:

  • опаздывающий должен предупредить учителя лично или прислать сообщение в групповой чат;
  • нужно уточнить время опоздания: между "опаздываю на 5 минут" и "буду к середине урока" есть разница;
  • опоздавший присоединяется к занятию тихо и незаметно, особенно если группа уже работает над заданием;
  • на офлайн-уроке опоздавший садится на ближайшее свободное место, пересесть можно во время перерыва;
  • опоздавший включается в работу, а не ждёт, пока все закончат и перейдут к следующей стадии урока;
  • учитель даст инструкции и поможет понять, что делать.

Принципы

Ниже вы найдёте несколько идей о том, как быть с опаздывающими. А поделиться своими идеями, мыслями или штрафными санкциями, если таковые имеются, можно в комментариях.

Если ученик регулярно или разово задерживается на несколько минут по уважительной причине, посвятите эти несколько минут общению с теми, кто уже собрался, небольшой warm-up activityили заданию на повторение материала прошлого урока. Важно, чтобы у тех, кто пришёл вовремя, не было чувства, что они должны ждать опаздывающих и терять драгоценное время урока.Однако если у опоздания есть причина, сразу переходить к новой теме тоже не стоит.

Если ученик немного опоздал и зашёл на занятие тогда, когда все уже работают с заданием,не прерывайте работу группы. Вы можете тихо пояснить ему, что делать, если работа индивидуальная, или добавить его к мини-группе, чтобы инструкции и пояснения ему дали товарищи. Это позволить опоздавшему максимально быстро включиться в работу. Если будете использовать эту стратегию регулярно, то ученики быстро привыкнут к ней и запомнят план действий на случай опоздания.

Если опоздание значительное — например, вы как раз успели объяснить новую тему, — попросите каждого из участников группы рассказать опоздавшему один изученный факт. Первый одногруппник может сказать, для чего используется Past Continuous, второй — как образуется это время, третий — привести пример, а четвёртый — записать всё сказанное в виде конспекта и отдать опоздавшему, который слушает и вникает (в идеальном мире, разумеется).

Если ученик зашёл в класс или подключился к уроку в середине задания на аудирование, покажите жестами, что не нужно прерывать одногруппников. Если это первое прослушивание и будет второе, покажите опоздавшему задание. На онлайн-уроке можно написать сообщение в личный чат, на офлайн-занятии — тихо подойти. Если прослушивание второе,  а у вас под рукой есть скрипт, выдайте его ученику. Так он сможет принять участие в последующих обсуждениях, хоть и со сменой фокуса с listening на reading.

Если важный элемент занятия — это проверка домашнего задания, то проверьте его в конце. Во-первых, в начале урока ученики свежи и более сосредоточены. Проведите это время с пользой и обсудите новую тему. Во-вторых, проверка домашки в конце урока — это гарантия того, что даже регулярно опаздывающие студенты поучаствуют в обсуждении.Особенно если они вдруг опаздывают специально чтобы этого избежать.

Если подростки или дети опаздывают просто потому, что могут, а беседы с родителями не помогают, переместите в начало урока какое-то увлекательное задание или игру, которую они любят и точно не захотят пропустить.

Боретесь с опозданиями, берёте хитростью и стратегическим мышлением или просто смирились?