
Вы знакомы с фильмом "Общество мертвых поэтов", действие которого происходит в американской школе 1950-х годов? Один из ключевых персонажей этого фильма, учитель Джон Китинг, поощряет своих учеников мыслить нешаблонно, задавать вопросы, сомневаться и даже бросать вызов социальным нормам. Все эти идеи связаны с понятием критической педагогики.
Что такое критическая педагогика?
Критическая педагогика как подход возникла в конце 1960-х годов. Её создатель, бразильский педагог Паулу Фрейре, критически анализировал условия, в которых используется язык, а также социальные и культурные цели его использования. Другими сторонниками этой теории являются Теодор Адорно, Герберт Маркузе и Юрген Хабермас. "Это всё очень интересно, но суть-то в чём?" — можете спросить вы. Рассказываю!
Всё, как это часто бывает, началось с книги. В 1968 году Паулу Фрейре написал довольно популярную книгу "Педагогика угнетённых". В ней он рассказал о том, как учил читать и писать неграмотных взрослых. Он противопоставил традиционный подход к образованию, в котором центральная роль отводилась учителю, новому подходу, основанному на диалоге и сотрудничестве. Старому подходу Фрейре дал название "banking education". Ученики — пустые сосуды, а учитель складывает в них знания, словно деньги в банк знания, как в банк вкладываются деньги. Учителя выбирают темы, ведут занятия и задают вопросы. Ученики слушают и подчиняются, сохраняют и воспроизводят информацию без какого-либо участия в диалоге или критического мышления.
Критическая педагогика предложила
проблемно-ориентированную образовательную модель, основанную на
культурных и социальных проблемах. Она появилась как попытка развить
критическое мышление учеников и, как следствие, дать им инструмент для
улучшения своей жизни. Она показала людям, что у них есть право задавать
вопросы, сомневаться, высказывать мнение и отстаивать свою точку зрения. На критическую педагогику оказало влияние и движение
за автономию учащихся. Его целью была эмансипация учеников,
чтобы они стали независимыми и ответственными за своё обучение.
Принципы критической педагогики
У критической педагогики есть ряд принципов. Многих их них мы придерживаемся и сегодня, даже если не отдаём себе в этом отчёта. Вот основные:
- Программа обучения должна быть максимально ориентирована на учеников. Не существует единой методологии или подхода, который мог бы работать для всех учащихся из-за разнообразия их происхождения, интересов и других социальных и культурных различий. Все решения, связанные с программой и материалами, должны основываться на потребностях и интересах учеников.
- И учитель, и студенты должны участвовать в выборе материалов. Выбирая материалы, ученики имеют возможность поделиться своим жизненным опытом. А ещё им предлагается говорить или писать на темы, которые значимы для них и актуальны для их жизни.
- Особое внимание должно уделяться культурному наследию учащихся, их ценностям, традициям, уже имеющимся у них знаниям. Родные языки учеников ни в коем случае не должны быть запрещены, а их использование на уроке не должно порицаться или наказываться.
- На уроке учитель выступает в роли постановщика проблем. Учащиеся осваивают язык через решение проблем и практическое применение полученных навыков и знаний, что приводит к развитию их автономности. Одна из обязанностей учителя — регулярно собирать фидбек от учеников о программе и процессе обучения. Ученики — активные участники процесса, которые могут вносить в него изменения.
- Развитие навыков критического мышления поощряется и поддерживается. Ученикам разрешается задавать вопросы, делать гипотезы и разммышлять как о проблемах класса, так и о жизненных темах. Критическая педагогика направлена на развитие необходимых стратегий и навыков, которые помогают людям стать социальными критиками и принимать решения, влияющие на их социальную, политическую и экономическую реальность за пределами класса.
- Поощряется использование аутентичных материалов, особенно тех, которые играют культурную или социальную роль. Сайты, листовки, телепрограммы или рекламные ролики могут быть показательными для определённой культуры и служить хорошей основой для дискуссий или дебатов.
Как это использовать?
Сегодня мы чаще всего работаем в эклектичном подходе. Мы смешиваем подходы и методы, выбирая оптимальное для своих учеников и грамотно сочетая элементы в рамках одного урока или курса. Вот как можно задействовать приципы критической педагогики:
- Сместите фокус с англоязычных стран и поговорите о культуре, знакомой и близкой вашим ученикам. Обсудите насущные вопросы их страны или района. Поговорите о реальных проблемах, а не абстрактных questions for the city council. Если это уместно, уделяйте время обсуждению новостей.
- Поощряйте критическое мышление. Попросите учеников проанализировать язык рекламы, найти скрытые смыслы в популярной песне, обсудить социальный подтекст граффити или проблемы масс-медиа. Используйте больше вопросов вроде "Почему?" и "Что можно сделать?".
- Изучайте, хотя бы в некоторой степени, темы, которые часто замалчиваются или даже игнорируются в учебниках, особенно если вы видите, что они интересны вашим учащимся. Всё хорошо в меру, но вряд ли на занятиях со взрослыми учениками получится притвориться, что PARSNIP тем не существует.
- Развивайте навыки публичных выступлений учеников. Учите их правилам и техникам успешной презентации, смотрите TED-talks спикеров, которые их вдохновляет, обсуждайте, какие приёмы можно использовать. Эти навыки помогут им в жизни за пределами класса.
- Относитесь к родному языку как к ресурсу, который можно использовать. L1 может быть успешно использован для организации работы или для инструкицй. Он также может быть полезен при объяснении грамматики или абстрактной лексики, особенно на начальных уровнях.