
Peer feedback — это процесс, в котором ученики оценивают и комментируют работы друг друга. Чаще всего peer feedback проводится в парах, чуть реже — в мини-группах или группах побольше. Зачем это нужно, ведь есть же учитель? А если всё-таки нужно, то как правильно включить peer feedback в урок? Читайте дальше!
Преимущества peer feedback
У peer feedback много плюсов. Вот лишь несколько из них:
- ученики активно вовлечены в процесс, они не просто получают обратную связь от учителя и кивают, думая о чём-то своём;
- ученики укрепляют отношения, если процедура правильно организована;
- ученики развивают критическое мышление, аналитические навыки и навыки оценивания;
- ученики часто более внимательны и сосредоточены, когда проверяют работу кого-то другого;
- ученики развивают коммуникативные навыки — как корректно и вежливо говорить о недостатках, как комментировать плюсы, как реагировать на критику;
- учитель может изменить темп урока и формат взаимодействия: вместо того, чтобы ждать проверенные работы, студенты пообщаются в группах и выполнят эту задачу сами.
Подготовка к заданию
Если ваши ученики никогда раньше не работали в формате peer feedback, то стоит уделить время подготовке. Для начала расскажите им о том, что это вообще за задание и почему вы будете его выполнять. Кто-то озадачится: "Как я могу проверять чужую работу?", кто-то встревожится: "А вдруг я не замечу ошибку?!", кто-то вообще возмутится: "А вы что будете делать? Вы ж учитель!". Объясните ученикам, что такой формат работы улучшит их внимательность, научит полезным жизненным навыкам и позволит ещё больше пообщаться на английском на занятии.
После этого установите правила. Независимо от того, с каким возрастом вы работаете, стоит напомнить вот о чём:
- Мы вежливы. Мы избегаем обидных комментариев и эмоциональных фраз.
- Мы оцениваем работу, а не личные качества того, кто её выполнил.
- Мы обязательно находим то, что можно похвалить.
- Мы можем формулировать исправления с помощью вопросов: "Why did you divide the text into three paragraphs?" или наблюдений: "I noticed that you spoke for more than one minute. We'll only have one minute during the exam".
Работа с чек-листами
Для peer feedback, так же как и для self-assessment, важно наличие чек-листа с конкретными критериями. Инструкция формата "Просто послушай ответ товарища и скажи, понравился ли он тебе" будет неэффективной — в этом случае мы рискуем получить в результате "Ага, всё ок было, супер ответил". Если же у нас подготовлен чек-лист, то ученики сразу будут понимать, на что им обращать внимание при оценивании устного ответа или при проверке письменной работы.
Хороший чек-лист должен быть:
- кратким. На четырёз-пяти вопросах легче сфокусироваться, чем на десятке. Вот пример чек-листа, на который опирались ученики при оценивании устных ответов друг друга в формате CAE Speaking:

- конкретным. На вопрос "Did you partner use good grammar?" ответить значительно сложнее, чем на "Did your partner use Past Continuous at least two times?".
- простым в плане языка. Сравните: "Did you comprehend your partner's intentions?" и "Did your partner ask for your help and then thank you?". Язык мы адаптируем под уровень учеников и лучше если он будет даже чуть ниже текущего уровня.
- позитивным. Не нужно просить подметить, кто периодически переходил на русский, сделал ошибку во вступлении или не уложился во время. Просить посчитать ошибки тоже не стоит, такое не всегда способствует укреплению отношений в группе.
Ниже пример чек-листа, с которым работали ученики уровня A2 при написании открытки. В нём мы просим их не только отметить каждый из пунктов налочкой или крестиком, но и найти в тексте примеры.

Обязательно потренируйтесь вместе с учениками, прежде чем отпускать их в свободное плавание. Возьмите чек-лист, выведите на доску специально написанную вами для этого работу и проверьте её по пунктам. Обсудите, какие формулировки будут уместными и вежливыми для дачи обратной связи. А дальше они уже сами, только не забывайте мониторить.