Статья
  • 6 месяцев назад
  • Простой
  • ~ 4 мин
  • 64 просмотра

В преподавании подросткам важно не только знание языка и методики и уверенность в себе. Ещё может помочь хотя бы базовое понимание психологии. Почему они так себя ведут? Как помочь им на занятиях? В сегодняшней статье — небольшая подборка книг про подростковую психологию, мозг, особенности восприятия и общения. Все книги научпоп, в каких-то больше поп, чем науч, но в целом для погружения в тему хороши.

***

Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили, А. Фабер и Э. Мазлиш

Уже ставший классикой сборник практических советов по общению с подростками. Книга, кажется, больше для родителей, чем для учителей. Какие-то советы и ситуации понятны и работают в американских реалиях, но не в российских.

 Вся книга строится на реальных кейсах: авторы регулярно встречаются с группой родителей и разговаривают об их проблемах с детьми-подростками. Проблемы, конечно, разные: учёба, поведение, плохая компания, "неправильные", по версии родителей, решения. Читать такие истории интереснее, чем сухие теоретические советы. А ещё здорово, что в конце каждой главы есть памятка с основными идеями.

Пока ваш подросток не свёл вас с ума, Н. Латта

Эту книгу я когда-то прочла самой первой, когда первая подростковая группа в буквальном смысле сводила меня с ума. С тех пор питаю к ней тёплые чувства. Она помогла понять, что происходит в  голове у подростков, а главное — как это принять и что с этим делать. Много реальных историй, от некоторых смеёшься в голос. Подача непринуждённая, но пользы много. 

Этот подросток сведёт меня с ума. Как говорить с почти взрослым ребёнком, У. Стиксруд и Н. Джонсон

В оригинале книга называется How to Talk with Kids to Build Motivation, Stress Tolerance, and a Happy Home — не думайте, что подростки сводят с ума каждого второго автора. Авторы много пишут про эмпатию, мотивацию, правила и последствия их нарушения. Про мотивацию — моя любимая глава. Там, например,про то, что делать, когда подросток настойчиво твердит "I’m stupid", или когда его ожидания от самого себя слишком завышены или слишком занижены. 

Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров, Ф. Дженсен и Э. Натт

Почему подростки на вопрос, что любят больше всего, отвечают "I LOVE sleeping!"? Зачем они ввязываются в рискованные авантюры и втягивают в них всех, кто рядом? Что делать с подростковой тревожностью? Как устроен мозг подростка и зачем нам об этом знать? Все ответы здесь. Все научные моменты хорошо и понятно объяснены, есть visual support в виде картинок, схем и диаграмм. 

The Teacher and the Teenage Brain by Dr. J. Coleman

Книга в чём-то похожа на предыдущую: тут тоже про risk-taking, sleep, anxiety, vulnerability, reward-seeking и прочее. Фокус здесь больше на учителей и всех, кто работает в системе образования: самая первая глава называется Ten things every teacher needs to know about the teenage brain. Ещё нам точно пригодится глава про Learning and Memory. В ней, кстати, в части Further reading есть много рекомендаций сходных книг по теме.

Конечно, жду вас в комментариях с дополнениями к списку, тема слишком обширная.