Graded readers — адаптированные истории — могут стать хорошим дополнительным материалом на уроках английского. Во-первых, их много: удастся подобрать подходящий для любого возраста, уровня и интересов. Во-вторых, это то самое "чтение для удовольствия", которого нам порой так не хватате. В-третьих, на ридерах вообще можно построить целый тематический урок или серию. Например, почитать про зомби в конце октября или про морское путешествие летом. В сегодняшней статье вы найдёте несколько идей того, как работать с ридерами и какими заданиями их дополнять.
По-простому
Самый простой способ — поработать с ридером так же, как и с любыми обычными текстами: pre-reading, while-reading и post-reading. Задания можно брать прямо из самих ридеров. Например, в серии Dominoes есть задания после каждой главы. Они проверяют понимание прочитанного и предлагают подумать, что может произойти дальше. Если заданий нет, можно составить вопросы на True/False или multiple choice самостоятельно или воспользоваться помощью AI.
Визуальная поддержка
С любой возрастной группой поможет максимальная эсплуатация визуала. В ридерах, особенно для детей и подростков, обычно много красочных иллюстраций. Их можно просто обсудить, а можно выжать всё возможное из каждого изображения, независимо от уровня ученика. Делаем это для того, чтобы не читать непрерывно, а переключать внимание, иначе самый интересный ридер быстро становится скучным. Вот несколько вариантов того, что можно сделать:
- угадай по картинке, о чём будет история / следующая глава
- напиши несколько реплик персонажей, изображённых на картинке. Можно дорисовать им speech bubbles прямо на изображении, если вы работаете онлайн
- давай по очереди называть всё, что видим (There is a car... There are plants). У кого закончатся идеи — тот проиграл. Это отличный способ устроить повторение clothes и body parts до мельчайших деталей. Не поддавайтесь, пусть ученики мотивируются расширять словарный запас!
- посмотри на картинку ровно минуту, запомни детали. Потом закройте картинку и задайте несколько вопросов о ней — проверьте, насколько хорошо ученик запомнил.
- сравни улицу / комнату на картинке со своей, найди два сходства и два отличия.
Доверяй, но проверяй
С подростками и взрослыми очень полезно поощрять любопытство, самостоятельный поиск информации и критическое мышление. Например, недавно мы с мальчишками читали книжку про зомби. Там вот предлагалось от них огнём избавиться. Я сразу прошу: "А погугли, а правда рабочий способ? Что, пишут, что нет? А на одном сайте пишут или на нескольких? Ага, на нескольких... так а рабочий способ тогда какой?". Зомби, впрочем, ещё куда ни шло, они малореальны, мягко говоря. Но ещё ведь можно находить на карте все незнакомые географические названия, проверять факты на истинность и искать ответы на все вопросы, возникшие по ходу обсуждения. Вы даже можете разрешить ученикам пользоваться поисковиком на русском, потому что обсуждать потом всё равно будетена английском.
Вслух и про себя
На уроках мы чаще всего читаем про себя. Но если какой-то кусочек вам особенно нравится и хочется взять его для чтения вслух, можно поработать с disappearing text. Ученик читает текст вслух, потом вы закрываете несколько слов. Он снова читает, пытаясь вспомнить слова. Потом вы закрываете ещё несколько. Повторять можно до тех пор, пока весь текст не исчезнет или пока не останутся только functional words. Ещё особо эмоциональную сцену можно прочесть по ролям. Или попросить ученика прочитать вслух только те реплики героя, с которыми он согласен.
Что же дальше
Post-reading всегда зависит от темы ридера. Например, после книги про зомби вы можете составить свой survival kit, а после книги про девочку-скейтбордера — написать ей письмо с советами о том, как поскорее освоить трюки и начать кататься лучше. Ну или вот ещё несколько идей:
- составить майндмэп с основными героями, локациями и событиями ридера;
- пересказать историю от лица неглавного героя или вообще питомца или неодушевлёного предмета;
- придумать пару абзацев о том, что произошло дальше;
- придумать пару абзацев о том, что происходило до начала истории;
- составить квиз по тексту для одногруппников;
- выбрать ключевые слова и предложить AI-сервису написать песню про историю с их использованием. Для этого хорошо подойдёт, например, Suno.
Работаете с ридерами на уроках? Если да, расскажите в комментариях про любимую activity, пожалуйста.