У урока с фокусом на чтение есть несколько стандартных стадий. Они помогают ученику подготовиться к чтению, осмыслить прочитанное, а в конце — ещё раз обсудить тему текста и своё отношение к ней. Подробнее о стадиях такого урока читайте ниже.
1. Lead-in. Это введение в тему, которое позволит ученикам подготовиться, вспомнить то, что они уже знают. Например, если мы будем читать текст про фастфуд-кафе, то на этой стадии можно обсудить, есть ли у учеников любимая сеть быстрого питания, как они в целом относятся к такой еде, могут ли назвать 2 её преимущества и 2 недостатка. Ещё больше вариантов lead-ins можно найти здесь.
2. Prediction task. Это задание относится к части pre-reading и связано не только с темой в целом, но и с конкретным текстом. Например, можно поговорить о картинках к заданию: что они значат, какие аспекты темы отражают? Ещё можно просмотреть вопросы и попробовать угадать ответы. Так ученикам будет интереснее читать, потому что у них уже будут свои догадки, которые можно проверить.
3. Reading for gist. Gist — это чтение текста с целью понять только главную мысль. В чтении в заданиях на gist мы рекомендуем ученикам не обращать внимания на непонятные слова и попытаться понять только самое основное.Варианты таких заданий ищите в статье в Глоссарии.
4. Pre-teaching vocabulary. Это стадия, на которой мы разбираем с учениками слова, которые могут помешать пониманию текста. Иногда набор слов для pre-teaching уже есть в учебнике, а иногда лексику предварительно анализирует и отбирает сам преподаватель. ELT-сообщество делится на два лагеря. Первые считают, что эта стадия должна идти перед Reading for gist, чтобы снизить тревожность и получше подготовить учеников к чтению. Вторые полагают, что в реальной жизни никто так не готовит нас к восприятию ключевой информации, поэтому и на уроках развивать этот навык нужно до работы с лексикой.
5. Reading for specific information. При этом типе чтения мы стараемся заметить в тексте важные нам детали: имена, названия, время, числа. Если на уроке мы работаем со 3 типами subskills, reading for specific information часто идут после reading for gist, но перед reading for detail. Например, можно попросить учеников прочесть текст и заполнить таблицу именами, датами и прочей фактической информацией.Ещё несколько вариантов типичных задания на развитие reading for specific information skills ищите здесь.
5. Reading for detail. На этой стадии нам важно детальное понимание прочитанного текста. Такие задания обычно объёмнее, чем задания к reading for gist. Это могут быть вопросы с выбором ответа, True/False/Not Given и другие варианты заданий.
6. Post-reading. На этой стадии ученики обсуждают прочитанное и реагируют на то, что услышали. Форматов много: от 1-2 вопросов, чтобы выразить своё мнение, до ролевых игр, дебатов или даже письменных откликов.
Иногда прочитанный текст используется и для презентации языкового материала — лексики или грамматики — но это уже совсем другая история.
Скачивайте себе памятку со стадиями и целями урока на чтение, чтобы всегда была под рукой. Там, кстати, есть дополнительная стадия, о которой в этой статье ни слова. А ещё эта памятка — два в одном, ведь по такому же принципу можно выстроить и Listening lesson.
А как вы делаете стадию Pre-teaching: до начала чтения или уже после Reading for gist?