Статья
  • 4 месяца назад
  • Простой
  • ~ 4 мин
  • 37 просмотров

Что отличает подростков сегодня от, положим, их сверстников 10 лет назад? И почему нам, учителям, это не только интересно, но и важно? Обсудим три основных отличия в сегодняшней статье, а продолжим в комментариях, согласны?

***

Во-первых, у современных подростков выше уровень тревожности. Очень многие ребята сталкиваются с депрессией, паническими атаками, social anxiety и what not. Часто нам даже нужны какие-то инструменты — как помочь человеку, который от паники не может дышать? А если урок онлайн? А как снизить тревожность на занятии? За помощью в такого рода вопросах можно обратиться к психологу. За одну консультацию мне, например, рассказали про дыхательные техники и так называемые grounding exercise. Вот одно из них, называется 5-4-3-2-1. Оно может помочь, если у ученика приступ паники. Суть в том, чтобы сфокусировать внимание человека на том, что он чувствует в этот момент. И нам понадобятся все 5 чувств. Медленно и спокойно попросите того, у кого пристут тревожности, назвать следующее:

5 things you can see
4 things you can touch
3 things you can hear
2 things you can smell
1 thing you can taste


С другой стороны — часто современные подростки дадут фору нам, взрослым, в области знаний о mental health.

Во-вторых, многие подростки сейчас намного больше осведомлены о том, что происходит в мире, чем их ровесники 10 лет назад. Осведомлённость о глобальных проблемах, знания о событиях в разных странах, небезразличие и социальная справедливость — всё это мы видим на уроках. "Продать" тему окружающей среды или эйджизма сейчас значительно проще. Иногда ученики-подростки приходят на занятие с вопросами "What do you think about what's happening in Bangladesh?" или просят поговорить с ними о протестах в Англии или на Кубе. Им действительно не всё равно. А ещё такие темы иногда считаются "модными", что тже повышает к ним интерес. К сожалению, есть и обратная сторона медали: когда информации слишком много, то тревожность растёт ещё сильнее. Контролировать большинство таких событий не можем даже мы, взрослые.

В-третьих, современные подростки родились и выросли в окружении телефонов и гаджетов. Digital natives, комментарии излишни. Границы между реальным и виртуальным у них иногда стираются. Бонусом идут прелести в виде клипового мышления, часто очень небольшой концентрации внимания и переноса социализации туда — в онлайн. Иногда в результате подросткам сложно общаться face-to-face. На заняиях в группе они могут попросить попереписываться со speaking partner, а не просто поговорить. Ещё могут быть не очень рады частой смене собеседников и форматов работы. Как ни странно, при всём этом digital nativism не у всех ребят есть необходимые представления о цифровой безопасности или развитые навыки работы с гаджетами.

Вот, пожалуй, три основных пункта. А вам как кажется — что изменилось за 10 лет и какие они, современные подростки?