Статья
  • 6 месяцев назад
  • Простой
  • ~ 6 мин
  • 35 просмотров

К чему готовиться преподавателю, который только начинает работу с подростками? Правда ли, что преподавать им нужно совсем иначе? Наверняка правда, не зря же многие с опаской относятся к этой возрастной группе учеников. Если саркастично, то готовиться нужно примерно ко всему. Если философски, то подростки — обычные люди, с разными целями и предпочтениями. А если серьёзно, то вот:

***

Mood swings. Не потому что они вас ненавидят, ой, любят, ой, снова ненавидят. Просто физиология. Как писал кто-то из хороших авторов, "the teenage brain is a work in progress". В этом мозгу происходит столько процессов сразу, что трудно контролировать настроение, эмоции и взаимодействия с другими людьми. Нас это учит гибкости в выборе заданий, формата работы, interaction patterns и темпа.  

Anxiety. У Стивена Крашена есть affective filter hypothesis. Суть в том, что три фактора — мотивация, уверенность в себе и тревожность — влияют на успешность изучения языка. Тревожность в классе нужно снижать, а то совсем ничего не усвоится, особенно у подростков. Причём, как пишет Крашен, "whether measured as personal or classroom anxiety". Так что никаких публичных исправлений ошибок с указанием имён или "Достаём двойные листочки!" без предупреждения. Заботимся, устанавливаем rapport, по необходимости кормим и объективно хвалим. 

Encouragement. Кстати про похвалу. Подростки не всегда воспринимают искреннюю похвалу всерьёз. Иногда не верят в то, что могут быть в чём-то хороши. Иногда смущаются или думают, что это просто ваша работа — хвалить всех по умолчанию. Поэтому преподаватели, работающие с подростками, стараются избегать на занятиях шаблонных "Well done!" и "Good job!". Используют больше body language: кивают, улыбаются, могут показать thumbs up. Практикуют personal feedback: заметки в рабочих тетрадях, большие отзывы на письменные задания. Оффлайн могут написать что-то на стикерах по ходу урока, в конце приклеить каждому под обложку. Онлайн индивидуальный фидбек давать ещё проще: голосовые сообщения и текстовые комментарии в личных гуглдоках. 

Personalizing. Даже самые мотивированные подростки будут пропускать всё через призму "Why would I care about it?". Поэтому чем больше персонализации, тем лучше. Но не нарушая личные границы. Но чтобы именно про них. Но не слишком близко. Как-то на первом занятии с новой группой на вопрос "What music do you like?" я получила суровое "That’s too personal!". Уф. 

The Cool factor. Читать про Бритни в учебнике могут взрослые. Во-первых, они её хотя бы помнят. Во-вторых, из уважения к вам, так и быть. С подростками не пройдёт. Выбирайте современные материалы, новые издания, актуальную аутентику. Придётся следить за трендами, разбираться в мемах, K-pop и модных моделях кроссовок.

Boredom. Внутренняя мотивация есть не у всех подростков. Да и внешней может не хватать. Любые повторяющиеся задания значительно быстрее, чем у взрослых, будут приводить к "Booooring". Поэтому иногда меняем формат домашки, пытаемся не часто повторять lead-in, используем дополнительные материалы и стремимся разнообразить задания в целом. 

Rules and routines. Мы много говорим про свободу, выбор и самовыражение. Но ещё подросткам важна стабильность и чёткие правила. В правилах прогибаться нельзя. Если домашнее задание обязательно, то проверяется оно всегда. Если общаемся вежливо, то со всеми. Если можно пользоваться телефоном, то всем. Методы контроля посоветовать непросто — они разнятся от группы к группе и зависят от вашего контекста преподавания. 

Confidence. Ваша confidence. Подростки часто не боятся ставить под сомнение всё вокруг — учебники, знания учителя, чужие мнения. Это здорово, потому что они анализируют информацию и развивают critical thinking. А ещё это значит, что мы должны быть готовы к уроку на всех уровнях: на уровне знания языка, знания темы и контекста и общей уверенности в себе. 

Fun. Весёлые истории, шутки и classroom memes хорошо цементируют rapport. Главное — смеяться не над кем-то, помним про комфорт на занятиях, да?

А может, и правда не такое уж оно и особенное, это преподавание подросткам?