У урока с фокусом на аудирование есть несколько стандартных стадий. Они помогают ученику подготовиться к прослушиванию, осмыслить услышанное, а в конце — ещё раз обсудить тему аудирования и своё отношение к ней. Подробнее о стадиях такого урока читайте ниже.
1. Lead-in. Это введение в тему, которое позволит ученикам подготовиться, вспомнить то, что они уже знают. Например, если мы будем слушать текст про фастфуд-кафе, то на этой стадии можно обсудить, есть ли у учеников любимая сеть быстрого питания, как они в целом относятся к такой еде, могут ли назвать 2 её преимущества и 2 недостатка. Ещё больше вариантов lead-ins можно найти здесь.
2. Prediction task. Это задание относится к части pre-listening и связано не только с темой в целом, но и с конкретным аудио для прослушивания. Например, можно поговорить о картинках к заданию: что они значат, какие аспекты темы отражают? Ещё можно просмотреть вопросы и попробовать угадать ответы. Так ученикам будет интереснее слушать, потому что у них уже будут свои догадки, которые можно проверить.
3. Listening for gist. Gist — это прослушивание текста с целью понять только главную мысль. В аудировании в заданиях на gist мы рекомендуем ученикам не обращать внимания на непонятные слова и попытаться услышать только самое основное. Варианты таких заданий ищите в статье в Глоссарии.
4. Pre-teaching vocabulary. Это стадия, на которой мы разбираем с учениками слова, которые могут помешать пониманию текста. Иногда набор слов для pre-teaching уже есть в учебнике, а иногда лексику предварительно анализирует и отбирает сам преподаватель. ELT-сообщество делится на два лагеря. Первые считают, что эта стадия должна идти перед Listening for Gist, чтобы снизить тревожность и получше подготовить учеников к аудированию. Вторые полагают, что в реальной жизни никто не готовит нас к восприятию ключевой информации на слух, поэтому и на уроках развивать этот навык нужно до работы с лексикой.
5. Listening for specific information. При этом типе аудирования мы стараемся услышать в тексте важные нам детали: имена, названия, время, числа. Если на уроке мы работаем со 3 типами subskills, listening for specific information часто идёт после listening for gist, но перед listening for detail. Например, можно попросить учеников прослушать текст и заполнить таблицу именами, датами и прочей фактической информацией.
5. Listening for detail. На этой стадии нам важно детальное понимание прослушанного текста. Такие задания обычно объёмнее, чем задания к listening for gist. Это могут быть вопросы с выбором ответа, True/False/Not Given и другие варианты заданий.
6. Post-listening. На этой стадии ученики обсуждают прослушанное и реагируют на то, что услышали. Форматов много: от 1-2 вопросов, чтобы выразить своё мнение, до ролевых игр, дебатов или даже письменных откликов.
Иногда прослушанный текст используется и для презентации языкового материала — лексики или грамматики — но это уже совсем другая история.
Скачивайте себе памятку со стадиями и целями урока на аудирование, чтобы всегда была под рукой. Там, кстати, есть дополнительная стадия, о которой в этой статье ни слова. А ещё эта памятка — два в одном, ведь по такому же принципу можно выстроить и Reading lesson.
Какие ваши любимые форматы post-listening activities?