Статья
  • 6 месяцев назад
  • Простой
  • ~ 6 мин
  • 29 просмотров

Что делать, когда подростки на вопросы не отвечают, как прошли выходные — не рассказывают, и вообще всячески отмалчиваются? Можно, конечно, списать на застенчивость или невысокий пока уровень языка, разговорятся. А можно попробовать определить причину и выработать стратегию и тактику.

***

Самое главное — разобраться, почему молчат. Например:

Уровень языка невысок, говорить пока сложно

В этом случае делаем scaffolding. Даём ученикам основы предложений, которые нужно закончить. Выводим на доску модель ответа. Набрасываем нужной лексики. Ненавязчиво повторяем одну и ту же activity несколько раз. Например, просим обсудить один и тот же вопрос с тремя людьми из группы по очереди, а потом рассказать про одного из них open-class.

Отношения в группе не очень

Меняем пары, если чувствуем, что не хотят разговаривать с конкретными людьми. Хотя бы иногда рассаживаем лучших друзей, давая им возможность поговорить с кем-то ещё. Организуем мини-группы вместо пар. Регулярно проводим activities на teambuilding, rapport и getting to know each other. Чем больше подростки узнают друг о друге, тем интереснее им будет общаться. Тут хороши задания типа "talk together, then report on your partner", "find something in common", "guess whose story / sentence this is" и прочее подобное.

Некомфортно в формате open class, когда все слушают

Тут снова меняем interaction patterns: пусть поработают в разных парах, в группах, все вместе без учителя, пусть выберут себе speaking partners. Предлагайте обсуждать ответы или идеи сначала в парах, потом только open class. Так обычно подростки чувствуют себя более комфортно. Если онлайн, мониторьте с выключенной камерой и микрофоном, даже если очень хочется вмешаться.

Высокий уровень social anxiety в целом

Отстаём, минимально задействуем в speaking activities. Никогда не спрашиваем таких учеников первыми, не просим презентовать идеи группы. Меняем формат и предлагаем не "talk together…", а попереписываться в мессенджере или в обычной тетради. Формат переписки может сработать и на индивидуальном занятии, когда хочешь не хочешь, а общаться всё же нужно.

Нет идей

Всем "I don’t know" guys и "No idea" gals предлагаем погуглить перед ответом. Если предстоит групповая speaking activity, ролевая игра или дебаты, даём время на подготовку и просим сначала обсудить всё на русском. Анархия и беспредел, скажете вы? Ну не без этого. Но в компании и на родном языке придут идеи, которые потом можно будет воспроизвести на английском. 

Скучно

Если бунтуют против очередного "How was your weekend?", то у нас самих периодически ничего не происходит за выходные, чего тут обсуждать. Раздаём роли. Ты не Вася, ты Batman. Ты не Коля, ты Дональд Трамп. Расскажи про свои выходные! Можно раздать роли в открытую, а можно попросить рассказать о выходных, чтоб остальные угадали. Вообще роли — это хорошая история для работы с подростками. Делиться своим личным они могут быть не готовы. А вот вжиться в роль персонажа любимого сериала и рассказать про его планы на лето, комнату и друзей — это уже проще и безопаснее. 

Иногда в учебниках вопросы для обсуждения к тексту или в целом задания неинтересные. Можно попробовать адаптировать. Условно, тема про внешность, вместо абстрактного "What is beauty?" предложите обсудить beauty standards in Korea, если знаете, что любят дорамы и K-pop. Кроме адаптации, предлагайте выбор. Допустим, в учебнике 5 вопросов, попросите выбрать в парах 2 самых интересных и поговорить только о них. Ещё хорошо, когда ученики в группе сами пишут вопросы друг для друга. Например, если вам нужны вопросы для lead-in к теме Food, попросите самих подростков написать 2-3 вопроса, потом обсудить вопросы, потом рассказать, что ответил speaking partner. Ну и ещё один вариант – удивить. Например, если все любят пиццу, предложите обсудить 5 reasons to hate pizza. Или для role-play спросите, кто будет играть роль вегетарианцев, а кто мясоедов. После этого поменяйте роли: мясоеды будут брейнстормить поводы отказаться от мяса, и наоборот.

Лень напрягаться

Устанавливаем правила. Например, при ответе на вопросы у нас есть правило 7 words minimum. "What’s your favourite food? Pizza" нельзя, а "I really love pizza with a lot of cheese" можно. Ещё одно правило – Talk to three before me,если хотите, чтобы подростки что-то обсудили или сверили ответы как минимум с тремя людьми, прежде чем обсуждать с вами. Есть бан на ответы "Yes", "No" и их производные:

-Do you like bananas?
-Yes. They are my favourite fruit.

Удаётся вам разговорить молчаливых подростков? Поделитесь секретными приёмами?