Статья
  • 1 неделя назад
  • Простой
  • ~ 7 мин
  • 47 просмотров

Сфера ELT развивается довольно динамично. На то, как мы преподаём и изучаем языки, влияют социальные изменения, развитие технологий и неизменное желание учителей английского проявлять креатив и вдохновлять и удивлять своих учеников. В этой статье посмотрим на глобальные и локальные ELT-тренды в 2025 году.

***

AI

Кажется, этот тренд с нами надолго. Преподаватели используют искусственный интеллект для подготовки к занятиям и создания материалов. С помощью AI-сервисов мы не только генерируем тексты и картинки, озвучиваем истории и придумываем задания, но и создаём больше возможностей для того, чтобы наши ученики использовали язык. Чат-боты помогают нам тренировать нужную лексику и грамматику — как письменно так и устно. Ещё с помощью AI можно автоматизировать рутинные задачи, например, поиск дефиниций или составление списков слов. Неудивительно, что тема AI и его использования сегодня одна из самых популярных на ELT-конференциях как России, так и мира. И на этом сайте тоже популярна, кстати:

5 чат-ботов для уроков английского
5 задач при подготовке к уроку, с которыми поможет AI
Как засечь AI в работах учеников

EQ

В трендах сплошные аббревиатуры! EQ — или эмоциональный интеллект — это ещё одна из популярных тем в ELT-пространстве. Во-первых, страницы с заданиями на развитие эмоционального интеллекта стали всё чаще появляться в современных учебниках. Во-вторых, о важности этого жизненного навыка говорят на конференциях. Например, the 23rd AsiaTEFL Conference в Гонконге предлагает спикерам сделать доклад на тему Social Emotional Learning, а на IATEFL International Conference 2025 были выступления с такими темами, как Incorporating social and emotional learning into ELT for school-age learners и Supporting international students' social and emotional wellness through ESL programs. В-третьих, учителя стали добавлять небольшие задания на осмысление эмоций в свои повседневные уроки. Если вы в поиске новых заданий, то, возможно, найдёте их в статье 5 заданий для темы Feelings and emotions.

Mental health

Этот абзац очень хочется начать с чего-то вроде "Мы живём в стремительно меняющемся мире...". В таком мире понятна необходимость следить за своим ментальным здоровьем и осваивать практики, которые сделают жизнь комфортнее и помогут справляться со стрессом. Слова и фразы mindfulness, well-being и dealing with stress тоже часто встречаются в темах конференций и на страницах учебников. Юниты учебников последнего издания Speakout предлагают нам стать Closer to nature, задуматься, Whatmatters most, обратить внимание на то, что мы Stressed!, и приоритизировать Feeling good.

Global Englishes

Когда-то считалось, что знать английский = непременно обладать идеальным британским или американским акцентом. На смену этому убеждению пришли новые тренды. English as a Lingua Franca говорит о важности английского как языка международного общения. Тренд на Global Englishes подчеркивает многообразие вариантов английского языка по всему миру и признаёт разнообразие всех его форм и акцентов, а не только "стандартных" вариантов.Герои видео из современных учебников теперь говорят с разными акцентами и рассказывают о своей жизни в самых разных странах.  А в конце 2024 года в Праге прошла конференция, целиком посвящённая этим вопросам: ELF 14 (14th International Conference of English as a Lingua Franca).

Hybrid and flexible learning models

После того, как мы освоили онлайн-обучение, возникла потребность в новых идеях и форматах. Кому-то из учеников захотелось вернуться в настоящий офлайн-класс. Но не насовсем, а так, только иногда. Кому-то стало неудобно придерживаться фиксированного графика онлайн-уроков, а кто-то предложил преподавателю видеться каждый день, но сократить время занятий. Кто-то вообще захотел работать с грамматикой, чтением и аудированием самостоятельно и встречаться с преподавателем только на разговорные сессии. Из-за этих потребностей появились:

  • гибридный формат обучения, где часть занятий проходит онлайн, а часть офлайн;
  • микрообучение, где информация осваивается и усваивается маленькими порциями, а занятия занимают максимум10-15 минут;
  • асинхронное обучение, где ученик и учитель не встречаются на занятиях, а работают в формате переписки, голосовых сообщений и взаимодействия на образовательных платформах;
  • гибкие модели обучения, где ученик волен выбирать, участвовать в занятии очно или онлайн, синхронно или асинхронно.

Знание этих трендов поможет преподавателю не только персонализировать обучение с учётом всех потребностей и запросов ученика, но и облегчить свою жизнь. Например, выбрать идеальный формат взаимодействия, переложить часть задач на виртуальные плечи AI и попробовать наконец те самые mental health techniques из учебника. Поэтому держим руку на пульсе!