Статья
  • 6 месяцев назад
  • Средний
  • ~ 5 мин
  • 97 просмотров

HOTs — или higher-order thinking skills — это навыки мышления высшего порядка. Основные навыки HOTs — это анализ информации, её критическое оценивание, а также создание чего-то нового: проектов, идей, изобретений. В отличие от LOTs, навыков более низкого уровня, а именно запоминания, понимания и применения информации, HOTs сложнее преподавать и осваивать.  В современном мире эти навыки очень важны. Они помогают решать разнообразные задачи, связанные с учёбой и карьерой, и в целом быстрее и эффективнее взаимодействовать с миром.

***

Как это работает? Допустим, вы со студентами изучаете тему food. 

Задания, задействующие базовое мышление, могут выглядеть так:

Remembering — после того, как вы презентовали новую лексику, студенты сопоставляют слова с изображённой на картинке едой.
Understanding — ученики описывают продукты, чтобы другие угадали.
Applying — студенты выполняют  упражнения, используя пройденную лексику.

А вот так можно поработать с HOTs:

Analysing — прочитайте предложения о еде и решите, факт это или мнение.  Ещё студенты могут, например, подумать, на сколько категорий они бы разделили слова по теме урока и почему.
Evaluating — ученики обсуждают вопрос в группах: "Could you grow food like this in your country? Why? Why not?".
Creating — студенты придумывают рецепт блюда, которое можно приготовить из нескольких изображённых продуктов.  

В целом, HOTs требуют от студентов постоянной мыслительной деятельности. Любые задания, в которых нужно обсудить, сравнить, оценить, ответить на вопросы "Почему?" и "А что если…?" или предложить своё решение проблемы развивают навыки мышления высшего порядка. Задействовать эти навыки можно не только на высоких уровнях. Вот, например, несколько higher order questions, с которыми справятся очень многие студенты:

Why do you think there are so many tall buildings here?
Does it look like your city? What things are different?
How can you make this place better? Draw or explain.

Если фокус урока — грамматика, задействовать HOTs тоже можно. Часто, даже сами того не замечая, мы делаем это при объяснении грамматики с помощью guided discovery. Объясняя студентам разницу между Present Simple и Present Continuous, пишем на доске несколько предложений в контексте и просим учеников проанализировать и поделиться мыслями. Затем они могут изменить предложения в учебнике так, чтобы они были правдивыми для них. А навык creating — это та самая стадия урока, на которой студенты используют язык свободно, чтобы рассказать о себе, выразить свое мнение или создать письменный текст с ответом на вопрос.

Как увеличить объём higher-order thinking skills на уроках?

  • Подумайте об этом на стадии выбора учебника. В подростковых, например, есть те, которые эти навыки включают всё чаще. Из примеров — Get Involved, Perspectives, Gateway to the World. Часто даже навык перед заданием указан: Create, Analyse, там, или Evaluate.
  • Задайте LOTs activities на дом. Да, даже если они в самом начале юнита. Конечно, они в самом начале юнита, они ж легче, чем HOTs. Ну что наши ученики, не справятся с работой со словарём и прочими matching activities? А то и вообще попробуйте flipped classroom.
  • Доведите учеников до безумия безобидным "Why?". Ничего не развивает навыки мышления лучше, проверено. Open-ended questions так или иначе нацелены на оценку, анализ и креатив. Потом подключится логика — и через год даже самые упорные прекратят говорить вам "My favourite subject is Biology because I like it".
  • Добавьте щепотку «compare and contrast». Во-первых, пригодится на экзаменах. Во-вторых, поспособствует развитию HOTs. Сравнивать можно всё: эту домашку и предыдущую, тему про еду и тему про окружающую среду, картинки из учебника, свою комнату и комнату из видео — список бесконечен.
  • Попробуйте Project-Based или Task-Based Learning. В процессе выполнения проектов — как групповых, так и индивидуальных — придётся задействовать все навыки. Можно брать проекты из учебника или того же уровня другой линейки, старенького Timesaver Project Work by J.Hardy-Gould или новенькой Activities for Task-Based Learning by N. Anderson и N. McCutcheon.
  • Задействуйте peer и self assessment. Анализировать и оценивать свои и чужие работы — полезный навык как в классе, так и за его пределами.