Статья
  • 6 месяцев назад
  • Простой
  • ~ 4 мин
  • 65 просмотров

"Учим-учим эти слова, а они их в речи всё равно не используют! И забывают тут же! Что делать?". Знакомый вопрос? Кажется, им задавались все преподаватели английского. Обсудим ответ в сегодняшней статье.

***

Мы часто думаем, что "знать слово" = "понимать, какой предмет или концепт оно обозначает". На самом деле всё немного сложнее:

На картинке выше всё то, что мы сознательно или подсознательно вкладываем в понятие "know a word". Немало, правда? Любая сложность в этом списке замедляет перемещение слова из пассивного словарного запаса в активный. Написание daughter, произношение queue, многозначность get, странные синонимы, do good и make well — вот это вот всё.

Дальше немного статистики. "The number of repetitions needed to learn a word is about 10-15 times, with lots of variation. For example, poor readers may require 12-25 reps to “learn” a word, while better readers may get away with only 8-12" (Lemoine, Levy, & Hutchison, 1993). В среднем нужно встретить слово 15-17 раз, чтобы его запомнить. Запомнить не всегда значит начать использовать. Чаще всего запомнить = начать уверенно узнавать в текстах и аудировании. 

Тепрерь, когда мы осознали масштаб проблемы, переходим к очевидным, но всё-таки советам:

  • exposure, exposure, exposure. На занятии используйте новые слова в речи сами.. Просите AI создавать тексты с ключевой лексикой. Предлагайте ученикам найти и выделить в скрипте аудирования все слова из прошлого юнита. Так мы наберём те самые 15-17 осознанных встреч со словом.
  • keeping track. Настоятельно просим вести записи лексики. Особенно тех, кто занимается онлайн и верит в то, что сделает скриншот, а оттуда всё волшебным образом переместится в долговременную память. Google docs, old-school тетрадочка, отдельный фрейм на Miro, колонка на Padlet — whatever works for them.
  • personalising. Мы намного лучше запоминаем то, что для нас важно и интересно. Поэтому просите учеников выбирать слова, которые кажутся им полезными, самостоятельно. Даже если в учебнике есть сет из 10 стандартных фруктов, может, ваш студент жить не может без хурмы и маракуйи, которых в списке нет? Emergent language, который весь состоит из запросов учеников, тоже имеет все шансы запомниться лучше, если мы обратим на него внимание и запишем, а не только проговорим. Чуть больше про emergent language вот тут. Ну и вообще, если ученик сам составил для себя карточки в Quizlet, то он достаточно мотивирован, чтобы выучить эту лексику. Если их создал преподаватель, потратив не один час своего времени, то есть вероятность, что ссылку на карточки могут даже не открыть.
  • forced use. Как правило, когда мы даём инструкции вроде "Now talk together about… Don’t forget to use the new words!", это не приводит примерно ни к чему. Поэтому меняем инструкции на чёткие: "Use minimum 5 words from the list/unit", "Take a card with a word and use it in your answer", "Choose 3 words you find the most useful. Make your own examples with them". Просим учеников работать в парах и заполнять peer checklists. Один должен использовать в речи 5 новых слов, а второй — услышать их и записать.
  • vocabulary revision. Продолжаем замечать лексику, потихоньку начинаем её использовать. У каждого преподавателя есть свой набор любимых заданий для vocabulary revision. Несколько идей можно найти вот в этой статье.

Продолжаем борьбу, в общем. Однажды всё запомнится!