Необходимость повторять лексику с нами всегда: чтобы ученики получше запоминали, выводили её в речь, практиковали почаще. У каждого преподавателя есть свой список эффективных упражнений, проверенных годами. Интересно, найдёте ли вы что-то новое для себя в том, что ниже?
⠀
💺Hot seat
Классическая игра для групп. Один из учеников сидит спиной к доске, на которой написано слово. Другие должны ему это слово объяснить. Если уровень высокий, смело пишите вместо слов коллокации или даже целые фразы. На онлайн-уроках пишите слово для объяснения в зум-чат всем, кроме того, кому нужно угадывать.
🔎 Half a crossword
Ученики работают в парах. У каждого кроссворд, заполненный наполовину. Задача — объяснить друг другу нужные слова, не называя их. Если знаете хороший инструмент для создания таких кроссвордов онлайн, подскажите, пожалуйста, в комментариях.
💪Students in charge
От учителя здесь не требуется почти ничего. В начале занятия попросите учеников выбрать несколько слов с прошлого урока и составить с ними вопросы. Потом пусть обсудят в парах. На индивидуальном уроке поработайте вместе со студентом. Если уровень не предполагает такой автономности, подготовьте несколько вопросов сами.
Чуть сложнее — когда студенты могут попробовать себя в роли учителя и составить дома одно-два лексических упражнения для одногруппников. Обсудите формат заранее: обычно ученики легче всего справляются с придумыванием gap fills и multiple choice questions.
Чуть проще, но с critical thinking: пусть каждый ученик придумает два набора слов для odd-one-out, а остальные найдут лишнее и объяснят свой выбор. Например из недавно пройденной темы House and rooms можно вспомнить вот что:
wardrobe - shelves - mirror - swing chair (mirrow because it can't be made of wood)
🧩Context
На высоких уровнях лексика чаще идёт в форме словосочетаний и фраз, абстрактных понятий тоже всё больше. Иногда мы хотим, чтобы ученики вспомнили слово или фразу, в контексте, в котором они встретились. Подготовьте небольшой список слов, коллокаций или фраз. Обязательное условие: вы уже обсуждали их, встречали в контексте, возможно, с ними связана какая-то история. Затем дайте ученикам время поработать индивидуально и вспомнить, в какой ситуации вы встречались с этой лексикой. Потом они обсуждают в парах, после этого — всей группой. На 1-2-1 уроке тоже работает отлично. Ещё это хороший способ вернуться к лексике из emergent language.
💭Memory challenge
Тут всё просто: даёте лимит времени, листик бумаги и просите записать как можно больше слов, которые запомнились из прошлого занятия, темы или даже юнита. Последнее здорово делать перед тестом. Конечно, лучше всего работает на офлайн-уроках, где некуда подсмотреть.
🏆Experts game
Представила, как половина моих подростков сейчас закатила глаза, а вторая радостно танцует, восклицая "Yaay, experts game!". Игра для группы, уровень должен позволять ученикам свободно задавать вопросы хотя бы в паре времён. Подготовьте два набора карточек. В первом будут области, в которых можно быть экспертом. Лучше забавное или неожиданное, например, gardening, penguins, ufology, tea или anime. На карточках из второго набора напишите лексику, которую хотите повторить. Первый ученик берёт карточку, представляется: "My name is Kevin and I’m an expert on penguins". Остальные должны задать ему три любых вопроса про пингвинов. Прежде чем ответить на вопрос, эксперт берёт карточку с target vocabulary. Это слово нужно обязательно использовать в ответе. Фактические знания по теме не нужны. Во-первых, без них веселее. Во-вторых, даже эксперты иногда сталкиваются с вопросами, на которые они не знают ответа.
♻️Write three, pass around
Задание для групп, лучше офлайн. Подойдёт для повторения синонимов, антонимов, коллокаций и идиом. Напечатайте на странице вразброс слова или части фраз.
Раздайте каждому ученику по копии. Попросите написать синонимы или закончить фразу для любых трёх слов, после этого передать лист другому. Повторяйте, пока всё не будет заполнено. Нравится это задание за то, что оно stress-free и даёт выбор: даже слабые ученики найдут то, что точно помнят. А необходимость повторить несколько раз способствует тому, что ученики сталкиваются с лексикой не один раз, а сразу несколько.
Какие любимые задания для повторения лексики у вас?