Логика, критическое мышление, problem solving, умение оценивать и анализировать информацию… Полезные навыки для подростков, правда? Да и для взрослых тоже, разумеется. Поговорим о том, как постепенно учить этому студентов с помощью относительно простых заданий?
Odd-one-out
Найди лишнее — классическое задание, которое можно встретить во многих учебниках. Как правило, лишним в нём предполагается только одно слово. Однако вы можете попросить студентов объяснить, почему каждое из этих слов отличается. Цепочки слов можно придумать самостоятельно или задействовать те, что есть в учебнике. Например:
hour — head — hunt — birdhouse
hour — we don’t pronounce /h/
hunt — it’s the only verb
birdhouse — it doesn’t start with h
head — что думаете? Делитесь идеями в комментариях
Valid or Invalid
На занятиях можно потренировать логическое мышление и критическое оценивание информации. Предложите студентам прочитать несколько предложений и решить, верные эти утверждения или нет. Предложения можно составить практически для любой лексической или грамматической темы, например:
Most sports are good for you. Tennis is a sport. Therefore tennis is good for you.
In Europe, you must be 18 to drive a car. Carla is from Rome, and she turned 18 yesterday. So, she can drive a car now.
Taxi drivers make money off driving people around town. I often go by taxi. So, taxi drivers make money off me.
Самое интересное в таких заданиях — попросить студентов обосновать своё мнение.
Expanding
"Why?" — вопрос, который развивает критическое мышление лучше всего. Он заставляет думать и логически обосновывать ответ. Можно, однако, пойти чуть дальше и попросить студентов промасштабировать проблему. Задайте вопрос для обсуждения: "Why is the problem of plastic serious?" Затем попросите учеников ответить на 4 вопроса: "Why is it serious for me, for my family, for my country and for the world?" Дайте немного времени подумать и сделать заметки, потом предложите обсудить в парах или группах. Такие обсуждения лучше всего работают, начиная с уверенного Pre-Intermediate.
5 questions
Проверять информацию на подлинность — ещё один важный навык, для которого пригодится критическое мышление. Проверить текст из учебника, информацию для проекта или собственные суждения поможет техника пяти вопросов. Вы можете составить список таких вопросов и предложить студентам выбрать любые 5 и ответить на них в процессе работы с текстом:
How do I know this information is true?
Who said it? Who is this person?
Where did I read about it?
What evidence is there?
When did people start to believe it?
Where did I find this photo?
How do I know that it’s not a fake photo?
На более высоких уровнях, ученики могут задавать такие вопросы самостоятельно. Их можно задавать и при обсуждениях в парах и группах. Например, если кто-то считает, что «being a vegetarian is bad for you», можно попросить деталей и объяснений.
KWL charts
Это задание учит оценивать свои знания, ставить вопросы, анализировать информацию и искать ответы. KWL charts — это графический органайзер с тремя колонками: Know, Want to know, Learned. С его помощью можно работать с чтением и аудированием или, например, разбирать CLIL-страницы и вставки про Culture.
Работать просто. Сначала ученики думают, что уже знают о теме и заполняют первую колонку. Потом можно всем вместе обсудить, есть ли у них какие-то вопросы, записать их во вторую колонку. После прочтения текста или обсуждения темы сверить, были ли получены ответы. Если нет — погуглить в качестве домашнего задания. Прелесть KWL-charts в том, что с их помощью одна activity может развернуться в полноценный урок в который ученики будут максимально вовлечены.